Анализ осуществления контроля налоговыми органами за налогообложением прибыли
Важным является обязанность налогового органа, в случае выявления по результатам проверки факта нарушения законодательства о налогах и сборах, составлять акт проверки. Эта процедура, безусловно, позволяет не только преодолеть имеющуюся правовую неопределенность в вопросе оформления результатов камеральных проверок, но и обеспечить объективность принимаемых по итогам этих проверок решений.
Наряду с фискальной ролью, налоговое администрирование в условиях финансового и экономического кризиса должно выполнять активную стимулирующую функцию. Основная потеря в доходной части бюджета - от налога на прибыль предприятий и организаций (табл. 7).
Таблица 7.
Поступления по налогу на прибыль в бюджетную систему РФ за 2010-2011 гг.
2010 года (млрд. руб.) |
2011 года (млрд. руб.) |
в процентах к 2010 году (млрд. руб.) | |
Налог на прибыль организаций всего |
1 827,0 |
833,6 |
45,6 |
в федеральный бюджет |
544,5 |
134,2 |
24,6 |
в консолидированные бюджеты субъектов РФ |
1 282,5 |
699,4 |
54,5 |
Согласно финансовой отчетности увеличилось количество убыточных предприятий. Чтобы проверить достоверность этих сведений, необходимо проводить выездные проверки. Налоговые органы имеют возможность проверить всего 5% предприятий.
Поэтому, чтобы соответствовать этим требованиям стимулирующей функции, налоговое администрирование должно быть принципиально скорректировано. Основные дискуссии в налоговой сфере ведутся по вопросам, связанным с реформированием налога на прибыль организаций. И предлагаются классические меры стимулирования - «отменить», «снизить», «уменьшить», «предоставить льготы» и т.д. С данными предложениями нельзя не согласиться. Но следует учитывать, что изменения в налоговом законодательстве неизбежно предполагают трансформацию других элементов налоговой системы, и, прежде всего, прав и обязанностей участников налоговых отношений, налоговых агентов и государства в лице налоговых органов. Поэтому наряду с совершенствованием налогового законодательства второй важнейшей составляющей налоговой реформы является оптимизация налогового администрирования в интересах повышения налоговой безопасности .
Несовершенство налогового законодательства, налогового контроля и статистических данных обострили проблемы налоговой недоимки и уклонения от налогообложения. На сегодняшний день основные нарушения в налогообложении приходятся на долю лишь двух налогов - налога на добавленную стоимость (47%) и налога на прибыль организаций (40%) доначисления по которым в муссе составляют более 87% от общей суммы доначисленных налогов и сборов в целом по Российской Федерации. Так величина недоимки служит показателем эффективности администрирования налогов. При этом она может быть проанализирована как в абсолютных показателях, так и относительно объема сбора налогов. Объемы недоимки, исходя из информации фискальных органов, могут быть легко дифференцированы по различным видам существующих налогов. Для оценки влияния сложности нормативной базы на объем недоимки, необходимо сопоставить объемы недоимки и число появившихся нормативных документов за сопоставимые периоды в разрезе основных налогов. Хотя такой подход и дает представление о закономерности исследуемого явления, он имеет два существенных недостатка. Во-первых, фискальные органы обладают информацией лишь о выявленной недоимке, фактически, из-за тенизации экономики, реальная ситуация иная, и в силу специфики, может быть оценена лишь экспертными методами с той или иной степенью достоверности. Во-вторых - затруднена количественная оценка нормативной базы. Само по себе количество нормативных документов дает представление о сложности нормативной базы, но в данном случае игнорируются особенности того или иного документа.