Анализ осуществления контроля налоговыми органами за налогообложением прибыли
В настоящее время теоретические аспекты налогового контроля недостаточно проработаны. Требуется уточнить общие положения, на основании которых должен строится налоговый контроль, то есть его принципы. К их числу относятся юридические, экономические и специфические принципы налогового контроля, непосредственно связанные с сущностью налога на прибыль и методикой налогообложения прибыли в современных условиях.
Для выявления недобросовестных налогоплательщиков и формирования совокупности хозяйствующих субъектов по проведению налогового контроля по налогу на прибыль организаций выстроена система классификаций налоговых аналитических процедур по нескольким признакам и в разрезе элементов (Табл. 6).
Таблица 6
Классификация налоговых контрольных процедур
Признак классификации налоговых контрольных процедур |
Элементы класса налоговых контрольных процедур |
Методические приемы |
1. Общенаучные 2. Собственные эмпирические 3. Специфические приемы смежных экономических наук |
Стадии проведения |
1. Предварительные контрольные процедуры на этапе камеральной проверки 2. Предварительные контрольные процедуры на этапе выездной проверки |
Типы |
1. Неавтоматизированные 2. Неполностью автоматизированные 3. Полностью автоматизированне |
Полнота охвата объекта |
1. Сплошные 2. Выборочные |
Как отмечалось ранее, в процессе налоговой реформы, направленной на уменьшение налогового бремени налогоплательщиков, одной из основных задач является усиление контроля со стороны налоговых органов. В этих условиях, несомненно, усиливается роль и значимость камеральных проверок.
Можно выделить следующие особенности проведения камеральной налоговой проверки по налогу на прибыль организаций:
) Уточнение контингента налогоплательщика;
) Проверка представления налоговой декларации и правильности заполнения форм отчетности по налогу на прибыль организаций;
) проверка доходов (декларированных);
) проверка расходов (декларированных);
) проверка убытков (декларированных).
Камеральные проверки не могут ограничиваться обнаружением лишь арифметических и логических ошибок в налоговой отчетности для выявления возможного занижения налоговой базы. Следует анализировать в полном объеме всю информацию о налогоплательщике как внутреннюю, так и поступившую из внешних источников.
На практике все требования представителей налоговой службы, которые касаются регистров по налогу на прибыль, подчас организации игнорируют. Разрешение подобного рода проблем возможно путем внесения поправок в НК РФ. По нашему мнению, если бы обязанность вести налоговые регистры была законодательно установлена, то это не только предоставило бы возможность налоговым органам начислять штрафы, но и в значительной степени снизило трудоемкость проведения выездных проверок. Налоговые инспектора уже на этапе углубленной камеральной проверки могли бы запросить налоговый регистр и выявить допущенные при расчете налоговых показателей ошибки, определить основные направления дальнейшей проверки, выявить те первичные документы, достоверность которых требуется проверить в первую очередь. В налоговых регистрах должны отражаться результирующие налоговые показатели, которые переносятся в соответствующие строки налоговой декларации.