Анализ структуры налоговых платежей некоммерческих учреждений
Хотелось бы обратить особое внимание на вопрос обложения доходов товариществ собственников жилья (далее - ТСЖ). К целевым поступлениям в ТСЖ относятся целевые поступления из бюджета бюджетополучателям и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, полученные безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению (п. 2 ст. 251 НК РФ). Однако возникает вопрос, все ли взносы, уплачиваемые членами ТСЖ, являются целевыми поступлениями и не подлежат налогообложению. В письме Минфина России от 21.10.05 г. № 03-11-04/2/109 отмечено: несмотря на то что деятельность по управлению домом, содержанию, эксплуатации и ремонту общего имущества является уставной для ТСЖ, обязательные платежи не могут быть признаны целевыми поступлениями на содержание НКО и ведение уставной деятельности, по причине того, что перечень целевых поступлений является закрытым и не предусматривает таких доходов, как обязательные платежи членов ТСЖ.
Рассматриваемые «членские взносы», за счет которых производятся расчеты со сторонними организациями за коммунальные услуги, а также расходы на содержание дома, не относятся к целевым поступлениям. Таким образом, плата членов ТСЖ либо ЖСК за содержание и ремонт жилого помещения, включающая оплату услуг и работ по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также плата за коммунальные услуги квалифицируются как выручка от реализации работ, услуг. Являются также доходами, не учитываемыми при определении базы по налогу на прибыль, пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с ГК РФ.
Вместе с тем необходимо обратить внимание на то, что безвозмездная передача имущества может быть произведена либо путем пожертвования, либо путем дарения. От налогообложения освобождаются только пожертвования, поэтому эти понятия следует разграничивать. В соответствии со ст. 572 ГК РФ по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь либо имущественное право в собственность.
Пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях (п. 1 ст. 582 ГК РФ). Учитывая то, что использованное не по назначению имущество подлежит налогообложению, в договоре следует указать цель его использования. Учреждение, получившее имущество, может составить отчет о его целевом использовании. Если пожертвованное имущество невозможно использовать в соответствии с указанным назначением, то с согласия жертвователя оно может быть применено в других целях, что согласуется с положениями письма Минфина России от 12.11.08 г. № 03-03-06/4/78. В письме Минфина России от 4.06.08 г. № 03-03-06/4/40 отмечается, что в ст. 582 ГК РФ поименованы некоммерческие организации, которые могут быть получателями пожертвований.
Пожертвования могут делаться гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным учреждениям, благотворительным, научным и образовательным учреждениям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, иным некоммерческим организациям в соответствии с законом, а также государству и другим субъектам гражданского права, указанным в ст. 124 ГК РФ.
Следовательно, некоммерческие организации, которые в данном перечне не значатся, полученные пожертвования учитывают в доходах. Необходимо также обратить внимание на то, что не могут считаться пожертвованиями средства, если в платежном поручении содержатся формулировки «финансовая помощь», «материальная помощь», «спонсорская помощь» или «благотворительная помощь». В соответствии с Федеральным законом от 13.03.06 г. № 108-ФЗ «О рекламе» спонсорский вклад признается платой за рекламу, т.е. он не является безвозмездным. Признается доходом, не учитываемым при определении базы по налогу на прибыль, безвозмездная помощь, полученная в соответствии с Федеральным законом от 4.05.99 г. № 95-ФЗ «О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации».