Анализ структуры налоговых платежей некоммерческих учреждений
В настоящее время некоммерческие организации (НКО) активно развивают предпринимательскую деятельность, поэтому и должны уплачивать в бюджеты налог на прибыль организаций. Глава 25 НК РФ предусматривает множество случаев, при наступлении которых некоммерческие организации обязаны уплатить в бюджет налог на прибыль. Как известно, налоговая база по налогу на прибыль организаций определяется исходя из полученных доходов, уменьшенных на величину расходов.
Для некоммерческих организаций существует закрытый список необлагаемых доходов, указанный в ст. 251 НК РФ. Обязательным условием для льготирования по налогу на прибыль средств целевого финансирования и целевых оступлений является раздельный учет. НК РФ требует организовать раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования (п.п. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ), а также раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений (п. 2 ст. 251 НК РФ).
Если у организации, например, есть бюджетное финансирование, гранты и коммерческая деятельность, то ей нужно учитывать доходы и расходы по: бюджетному финансированию (по каждому виду финансирования); грантам (по каждому гранту); прочей деятельности (в общем порядке). В случае, если организация по какой-либо причине не вела раздельный учет, в налоговую базу по налогу на прибыль включаются все полученные доходы в том периоде, в котором они поступили. Целевые поступления, указанные в п. 2 ст. 251 НК РФ, признаются доходами, не учитываемыми при определении базы по налогу на прибыль, если они используются по назначению, т.е. на содержание некоммерческой организации и ведение ею уставной деятельности. Средства целевого финансирования и целевые поступления, использованные не по целевому назначению, включаются в состав внереализационных доходов (п. 14 ст. 250 НК РФ). Кроме того, целевые поступления, полученные в виде подакцизных товаров (перечень приведен в ст. 181 НК РФ), учитываются НКО с даты их получения в составе внереализационных доходов, облагаемых налогом на прибыль в общеустановленном порядке.
Например, проценты за использование кредитными учреждениями денежных средств НКО или суммы штрафов со своих членов за несвоевременное перечисление членских взносов включаются в состав внереализационных доходов НКО и подлежат налогообложению (пп. 6 и 3 ст. 250 НК РФ соответственно). В случае получения дохода от временного размещения целевых средств, не относящихся к целевому капиталу, в приносящие доход активы или на депозиты в банках при формировании налоговой базы по налогу на прибыль необходимо обратить внимание на аспект дальнейшего использования данных средств для целевой (уставной) или предпринимательской деятельности.
Вопрос о правомерности использования налогоплательщиком возможности отказа от учета соответствующих поступлений при определении налоговой базы по налогу на прибыль (п. 2 ст. 251 НК РФ) должен решаться по результатам конечного расходования средств целевого финансирования и целевых поступлений в зависимости от того, соответствуют ли произведенные расходы уставным целям деятельности получателя и условиям, установленным источником целевого финансирования или целевых поступлений, а также федеральными законами. Другими словами, для принятия решения об учете на основании п.п. 14 п. 1 и п. 2 ст. 251 НК РФ средств, полученных от источников финансирования и направляемых на подобную деятельность, следует рассматривать каждый конкретный случай с точки зрения использования средств по целевому назначению.
Такие разъяснения содержаться в письме Минфина России от 6.10.09 г. № 03-03-06/4/83. Не являются целевым финансированием и учитываются в составе доходов средства, полученные: организацией-исполнителем на выполнение научно-исследовательских работ в рамках федеральной целевой программы (независимо от источника их поступления) (письмо УФНС России по г. Москве от 12.08.09 г. № 16-15/082955); коммерческими организациями из бюджетов разных уровней в виде субсидий на возмещение процентной ставки по кредитам для субъектов малого предпринимательства, части затрат по аренде, а также средства, полученные в рамках областной целевой программы по снижению напряженности на рынке труда (письмо Минфина России от 10.08.09 г. № 03-11-06/2/150); организациями (кроме автономных учреждений), осуществляющими пассажирские перевозки, в целях возмещения затрат, связанных с содержанием планово-убыточных маршрутов (письмо Минфина России от 16.10.09 г. № 03-11-06/2/209).