Нормативно-правовая основа построения налоговой системы РФ
С введения НК РФ начался новый этап налоговой реформы. НК РФ заменяет Закон РФ от 27 декабря 1991 года «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» и становится основным федеральным законодательным актом, регулирующим проблемы налогообложения юридических и физических лиц. Он устанавливает принципы построения и функционирования налоговой системы, порядок введения, изменения и отмены федеральных налогов, сборов и пошлин, принципы введения региональных и местных налогов и других обязательных платежей.
В основе НК - принцип справедливости, означающий, что каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы, основанные на признании всеобщности и равенства налогообложения. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из политических, идеологических, этнических и других различий между налогоплательщиками. Не допускается установление дифференциальных ставок налогов, налоговых льгот в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала. В законодательстве реализован принцип единства налоговой политики государства, проявляющийся в установлении закрытого перечня налогов, действующий на территории РФ. В то же время выделены три уровня налоговой системы: федеральный, субъектов РФ и местный. Независимо от распределения налогов по уровням бюджетной системы принимать решение по отдельным вопросам взимания налогов (определение конкретных размеров ставок, расширение перечня налоговых льгот и так далее) соответствующие органы власти могут в пределах своей компетенции.
Однако актуальным вопросом является, как уже отмечалось, распределение налоговых полномочий федеральных органов власти, органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Немаловажным фактом является значительное сокращение НК РФ количества возможных налогов. Перечень налогов, действующих на территории Российской Федерации, утвержденный Законом «Об основах налоговой системы» сильно урезан, что позволило налогоплательщикам упростить налоговый учет на предприятиях, бухгалтерам «расслабиться» - пропадет необходимость помнить огромное количество законов, инструкций и иных нормативных документов, регулирующих уплату налогов.
Налоговый кодекс призван решать следующие важнейшие задачи:
· построение стабильной, единой для РФ налоговой системы с правовым механизмом взаимодействия всех ее элементов в рамках единого налогового правового пространства;
· развитие налогового федерализма, позволяющего обеспечить доходами федеральный, региональный и местные бюджеты закрепленными за ними и гарантированными налоговыми источниками;
· создание рациональной налоговой системы, обеспечивающей сбалансирование государственных и частных интересов и способствующей развитию предпринимательства, активизации инвестиционной деятельности и увеличению богатства государства и граждан;
· снижение общего налогового бремени (до 34% ВВП) ;
· формирование единой налоговой правовой базы;
· совершенствование системы ответственности плательщиков за нарушение налогового законодательства.
Особо важными для налогоплательщиков являются положения Налогового кодекса о том, что обязанность по уплате налога считается исполненной, если налогоплательщик подал в установленный для налога срок в банк платежное поручение при наличии достаточных средств на счете; запрете придавать обратную силу налоговому законодательству, ухудшающему положение налогоплательщиков, и требование об опубликовании актов законодательства о налогах и сборах не менее чем за один месяц до вступления их в силу [18, с. 2].