Нормативно-правовая основа построения налоговой системы РФ
Пределы действия налоговых нормативных актов определяются по трем аспектам: во времени; в пространстве; по кругу лиц.
Действие закона во времени. Согласно ст. 5 Кодекса «акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу . Акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования . Федеральные законы, вносящие изменения в Кодекс в части установления новых налогов и (или) сборов вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия .». Общие правила введения в действие нормативных актов предусматривают [2]:
• законы: срок опубликования - не позднее 7 дней после подписания Президентом; срок вступления в силу - 10 дней после опубликования, если не установлено иное;
• акты Президента или Правительства: срок опубликования - не позднее 7 дней после подписания; срок вступления в силу - 7 дней после опубликования, если не установлено иное;
• ведомственные нормативные акты: срок опубликования - 10 дней после регистрации в Минюсте; срок вступления в силу - 10 дней после опубликования, если не установлено иное.
Этот же порядок установлен для аналогичных законодательных актов регионального и местного уровней. Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти должны быть зарегистрированы в Министерстве юстиции РФ. Даже зарегистрированные, но не опубликованные вж установленном порядке акты не влекут правовых последствий как не вступившие в силу.
Акты законодательства могут иметь или не иметь обратной силы в случаях, оговоренных в ст. 5 Кодекса (схема Приложения 1) [16, с. 172].
Прекращение действия налогового нормативного акта возможно путем прямой его отмены, или принятием нового акта равной (большей) юридической силы, или истечением срока действия нормативного акта.
Действие налоговых актов в пространстве. Акты органов местного самоуправления распространяются на управляемую ими территорию. Налоговые акты субъектов Федерации действуют лишь на территории данного субъекта, а федеральных органов власти - исключительно и безраздельно на всей территории России.
Действие налоговых актов по кругу лиц. Обусловлено в первую очередь принципом территориальности, согласно которому все юридические и физические лица, имеющие объект налогообложения в нашей стране, подпадают под сферу действия налогового законодательства России. Согласно принципу резидентства, обязанность по уплате налога распространяется на лиц, являющихся резидентами Российской Федерации. Одновременное действие этих двух принципов приводит к международному Двойному налогообложению.
В России законы о налогах носят постоянный характер. Законы действуют независимо от того, утвержден ли бюджет на соответствующий год. На общероссийском уровне проведения референдума по налоговым вопросам не может быть. На местном уровне референдум может проводиться.
Налоговая система, действующая в России в настоящее время, сформировалась к началу 1992 года. Но уже в середине 1992 года и в последующие годы в нее были внесены существенные изменения. Появились новые виды налогов, а в существующие были внесены изменения.
Основные положения о налогах и сборах в Российской Федерации определены Конституцией РФ, Налоговым кодексом РФ.
Налоговый кодекс РФ определяет налоговую систему как совокупность федеральных, региональных и местных налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства.