Сущность финансов и организация управления ими на предприятии
Организация финансовой работы, понимаемой как управление финансами предприятия, строится на основе: создания системы управления финансами как совокупности вышеперечисленных ее элементов; практической реализации принципов организации финансов предприятий отраслей народного хозяйства; выполнения принципа разумной достаточности квалифицированных работников финансовых служб для осуществления освоенных и перспективных направлений финансовой деятельности; соблюдения принципа разделения функций и специализации внутри финансовых служб, т.е. не смешивания оперативной финансовой работы с инвестиционным аспектом деятельности предприятия.
В основе управления финансами предприятий, фирм, компаний лежит концепция поэлементной базы управления финансовыми отношениями и соответствующими финансовыми и многими экономическими показателями. Управление финансами есть управление плановыми и фактически происходящими денежными и не денежными процессами. Управляя финансами, работники финансовых служб по существу управляют отклонениями многих параметров финансово-хозяйственной деятельности. Для исчисления отклонений необходима правильная база. Такой основой выступают критерии эффективности производства и других видов бизнеса, нормы, лимиты, нормативы. Общая философия управления финансами состоит не в том, чтобы сопоставлять показатели по балансам и другим формам отчетности, а выявлять отклонения от принятой в бизнесе и утвержденной для своей деятельности нормативной базы, принимать меры по устранению негативных отклонений.
В рыночной экономике закономерно отсутствует монополия на конкретную организацию финансов предприятий, фирм, компаний, управление финансами в них, финансовое планирование, методы финансовой работы по зарабатыванию денежных средств. Все это находится в противоречивом единстве, одновременно в пределах и за пределами непосредственно государственной финансовой политики и финансовой политики, проводимой предприятиями, фирмами, компаниями. Экономика и финансы в хозяйстве разнородны по формам практической реализации денежных, кредитных, финансовых отношений. Например, в налоговой сфере финансов предприятия и организации платят установленные законодательством одни налоги, другие структуры уплачивают иные обязательные налоговые платежи, или те же налоги по другим ставкам. Местное самоуправление накладывает разную печать на финансы предприятий и организаций, расположенных на различных территориях. Унификация финансовых целей, методов мобилизации финансовых ресурсов, налогов, финансирования, кредитования, учета, отчетности закономерно практически реализуется не иначе как в виде глубокой диверсификации.
Параметры ее изначально заданы законодательной и исполнительной властью, применение находится вне их компетенции, а составляет компетенцию предприятий, фирм, компаний. Заданный набор возможных подходов к организации экономики и финансов, управлению ими консолидируется в финансах через систему плановых синтетических показателей, неизбежно и закономерно отражаемых в ходе денежно - финансового планирования. Например, диверсификация способов начисления амортизации в хозяйстве достаточно широка. Консолидация амортизации может быть достигнута лишь на базе финансового планирования, когда закономерно в сложившихся условиях ее начисления плановая сумма действительных амортизационных отчислений может быть определена раздельно по основным производственным фондам, нематериальным активам и малоценным быстроизнашивающимся предметам в составе оборотных активов. Это же, по сути, справедливо по отношению к прибыли и другим финансовым показателям, отражаемым в составе финансового плана (бюджета), или учитываемым к ходе плановых расчетов к ним. Финансы предприятий и государственные финансы обладают свойством мультипликатора.