Проблемы и основные недостатки в системе финансового менеджмента в ЗАО СК «РОСНО» (Калужский филиал)
При построении комплексной системы управления финансами в ЗАО «Росно» приходится, прежде всего, идентифицировать цели и ориентиры, которые требуется отслеживать с помощью мониторинга в процессе управления для выработки корректирующих воздействий.
Цель финансового менеджмента состоит в оптимизации финансового результата при сохранении финансовой устойчивости, иными словами, в обеспечении устойчивого развития компании. При установлении стратегических целей используются методы и приемы анализа финансового состояния как собственной компании, так и страхового рынка в целом. Анализируется текущее финансовое состояние и имеющиеся финансовые ресурсы страховщика; возможные изменения внешних факторов таких как, например, уровень инфляции; динамика и перспективы развития страхового рынка в целом и конкурентов, в частности, и т. д.
В соответствии с поставленными целями управление базируется на контроле над факторами (внутренними и внешними), оказывающими влияние на деятельность страховщика.
В идеале управление страховой компанией должно быть организовано так, чтобы повышение эффективности стало регулярной деятельностью.
Эта идея легла в основу управленческой методологии, которая в мире именуется Corporate Performance Management (CPM), что можно перевести на русский язык как «Управление эффективностью компании».
Так как « CPM» предназначена для управленцев, то в ее основе лежит понятие управленческого цикла. Управленческий цикл - это последовательность процессов, которые выполняет руководитель для достижения заданных целей. Как правило, выделяют следующие процессы:
анализ;
прогнозирование;
корректировка стратегии и целеполагание;
составление планов и бюджетов;
сбор фактических данных, контроль исполнения планов и бюджетов.
Так как «CPM» делает акцент на эффективности, то и каждый процесс направлен на показатели эффективности.
Методология «CPM» отличается от методологии бюджетирования, в которой также есть процессы анализа, прогнозирования, составления бюджетов и контроля исполнения. Отличие заключается в том, что бюджетирование акцентирует внимание на составлении бюджетов как таковых и их контроле, т. е. на финансах и ресурсах и не погружается в суть бизнеса, поэтому для подразделений всегда сложно составлять обоснованный бюджет.
Методология «CPM» акцентируется на модели, отражающей процессы конкретного подразделения, создавая специальные модели для каждого из них и связывая их в единую модель для компании в целом.
Таким образом, система предлагает удобный инструментарий для принятия решений в виде модели, основанной на показателях эффективности, заставляя руководителей подразделений думать в направлении совершенствования деятельности.
В рамках методологии «CPM» также должна быть разработана система мотивации труда, способствующая достижению целевых показателей эффективности, однако данный вопрос весьма сложен и объемен и должен стать предметом самостоятельного исследования. Отметим лишь, что без системы мотивации эффективность системы «CPM», как, впрочем, и любой другой управленческой системы, может сильно пострадать.
Показатели системы «CPM» включают в себя четыре пересекающиеся группы показателей:
факторы (или драйверы);
показатели эффективности;
финансовые показатели;
вспомогательные показатели.
Факторы - это показатели, которые являются базой для расчета показателей эффективности и финансовых показателей, например, сезонность, структура дебиторской задолженности и т. д.
Показатели эффективности отражают эффективность деятельности данного процесса или подразделения компании. Сбор данных для расчета показателей эффективности обычно сложен, так как учетные системы не всегда учитывают весь необходимый объем данных. Но чем больше показателей эффективности, тем лучше мы будем представлять себе деятельность компании.
Финансовые показатели отражают движения ресурсов и состояние запасов и источников средств в те или иные периоды времени. Движение ресурсов в финансах делится на движение денежных потоков и на движение доходов и расходов. Сбор финансовых показателей обычно не представляет большого труда, так как значительный объем информации собирается бухгалтерской системой.
Вспомогательные показатели - любые другие показатели, необходимые для построения модели - ставки налогов, доли владения и т. д.