Организация финансового менеджмента в страховой фирме «РОСНО» (Калужский филиал)
Сборы по страхованию жизни показали высокую положительную динамику, увеличившись на 29%. Это объясняется приростом нового бизнеса одновременно с увеличением уровня продления договоров страхования. основным инструментом продаж продуктов страхования жизни в 2009 году оставался агентский канал, вторым по значимости был канал продаж через компанию РОСНО. в 2010 году планируется активно развивать продажи продуктов страхования жизни через банковский канал, как наиболее перспективный на этом рынке.
В части ОСАГО - в первой половине года РОСНО осуществляло намеренный выход с этого рынка в большинстве регионов в связи с введением прямого возмещения убытков и негативными прогнозами относительно убыточности этого рынка. Произошло закрытие около половины офисов в регионах, обладающих низкой экономической привлекательностью. В то же время компания продолжила развивать бизнес в регионах, где обеспечивалась высокая рентабельность операций, в том числе тех, в которых вступили в силу поправочные коэффициенты к тарифам.
В части продаж Зелёной карты в 2009 году компания занимала осторожную позицию на рынке. выбирались наиболее перспективные каналы продаж, налаживалось сотрудничество с посредниками.
Успешно развивалось в 2009 году страхование сельскохозяйственных рисков. Основным направлением развития в этой линии бизнеса было сотрудничество по перестрахованию с региональными операторами, работающими по программам страхования с государственной поддержкой.
году активно развивалось сотрудничество РОСНО с BMW в рамках глобального партнёрства Allianz. Также разрабатывались программы сотрудничества со Сбербанком, Альфа-банком и другими крупными банками. В 2010 году получены первые результаты этого сотрудничества, что должно привести к укреплению позиций РОСНО в банковском канале.
В страховании грузов в 2009 году в Северо-западную дирекцию РОСНО была привлечена команда продавцов из компании «Русский мир», купленной Росгосстрахом. в результате РОСНО увеличило свой портфель по данной линии бизнеса, что особенно важно, учитывая общее сокращение данного сегмента рынка, и стало обладателем уникальных продуктов и команды профессиональных специалистов.
Основным направлением изменений в развитии региональной сети является изменение модели функционирования региональных дирекций и филиалов. Задачей является повышение роли предпринимательства в управлении региональным бизнесом. Руководители дирекций и филиалов должны полностью отвечать за результат управления бизнесом на своей территории и иметь для достижения результата все возможности и поддержку: методологическую, технологическую, продуктовую, управленческую. В создаваемой модели роль региональных менеджеров значимо смещена в сторону управления продажами и концентрации усилий на управлении привлечением нового бизнеса в компанию.
Для повышения внутренней эффективности компании значимое развитие получил проект «Терминал продавца» - программный продукт, являющийся единым интерфейсом взаимодействия продавца/ партнера, Компании и клиента и обеспечивающий технологичность при сопутствующих продажам массовых страховых продуктов бизнес-процессах.
В условиях кризиса и сокращения страхового рынка в первую очередь за счет отсутствия появления на рынке нового бизнеса для страхования была усилена роль следующих направлений:
повышения уровня удержания существующих «хороших» клиентов при недопущении по крайней мере сокращения страховой премии на каждого клиента;
расширение продающей сети за счет профессионалов страхового рынка.
В данных направлениях были успешно реализованы проекты, не позволившие ослабнуть собственной продающей сети в условиях кризиса.
Завершен проект по модификации принципов работы с потенциальными клиентами и партнерами, а именно корректировка системы закрепления клиентов. Основной целью изменений является повышение конкурентных преимуществ компании путем расширения доступного «пространства» для работы каждого продавца, что поможет решать задачи по наращиванию доли рынка и увеличению производительности в каждом его сегменте.
Рис.1. Система управления финансовыми и иными рисками ЗАО СК РОСНО
Система финансового менеджмента в ЗАО СК РОСНО представляет собой регулярный мониторинг основных рисков компании с использованием методики экспертной оценки приоритетных рисков Allianz SE. в соответствии с этой методикой, она включает:
Управление капиталом. РОСНО полностью соответствует установленным Федеральной службой страхового надзора (ФССН) требованиям, предъявляемым к минимальному размеру уставного капитала и марже платежеспособности (Форма 6), выполняет нормативы по покрытию страховых резервов (Форма 7) и собственных средств страховщика (Форма 14). Для обеспечения соответствия требованиям ФССН разработана модель потребности в капитале, которая позволяет осуществлять прогнозирование выполнения требований по капиталу и заранее выявлять потребность в дополнительных капиталовложениях. При этом в дополнение к российским требованиям по платежеспособности в РОСНО используются более жесткие принципы Underlying Operating Performance (UOP), разработанные на основе Модели достаточности капитала международного рейтингового агентства Standard&Poor's. Модель UOP оценивает риски, с которыми сталкивается компания при ведении страхового бизнеса (инвестиционный и операционный риски, а также специфические для страхования риски страховых премий и страховых резервов), и определяет величину необходимого капитала для покрытия данных рисков. Модель UOP, являющаяся стандартом в Allianz SE, используется для оценки результатов работы менеджмента РОСНО.