Организация финансового менеджмента в страховой фирме «РОСНО» (Калужский филиал)
Специфичность финансовых отношений в страховых организациях обусловлена особенностями организации денежного оборота. Если любое иное предприятие сначала производит затраты, а потом реализует продукцию, то страховщик сначала привлекает денежные ресурсы, а потом выполняет обязательства перед страхователями. Но, как и любое другое предприятие, деятельность страховщика направлена не только на предоставление страховой защиты, но и имеет цель - получение прибыли.
Таким образом, финансовые ресурсы страховой компании - это совокупность временно свободных средств страховщика, находящихся в хозяйственном обороте и используемых для проведения страховых операций и осуществления инвестиционной деятельности. Они складываются из двух основных частей - собственного и привлеченного капитала, причем привлеченная часть капитала в значительной степени преобладает над собственной. Это обусловлено отраслевой спецификой. Деятельность страховой компании основана на создании страхового фонда и других денежных фондов, источником которых являются как средства учредителей (акционеров), так и страхователей, поступившие в форме страховых премий.
В 2009 г. на страховом рынке и в мировой экономике по-прежнему сохранялся высокий уровень неопределенности и нестабильности. В этот период стратегия многих страховых компаний была направлена на выживание и сохранение бизнеса. В рамках исполнения стратегии «1+3» РОСНО успешно преодолело наиболее сложный этап истории рынка и намерено предложить рынку совершенно новую стратегию прорывного развития компании. Стратегия на 2010-2012 гг. получила новое содержательное наполнение и новое звучание, которое соответствует сложившимся факторам и условиям внешней среды, а также высоким ожиданиям клиентов и акционеров. Стратегия развития на 2010-2012 гг. заключается в четырех новых аспектах, которые компания намерена предложить рынку и нашим клиентам:
) новое позиционирование;
) новая сила бренда;
) новая ценность для клиента;
) новый уровень операционной эффективности.
Страхование финансовых рисков продемонстрировало наибольшую положительную динамику, увеличившись к 2008 году на 1,4 млрд. руб. Данный рост объясняется активным развитием страхования товарных кредитов, а также значительным объёмом премии, поступившей по входящему перестрахованию сельхозрисков.
Страхование автокаско сократилось за год на 1,8 млрд. руб. до 4,4 млрд. руб. В период кризиса многие конкурирующие страховые компании прибегали к откровенному демпингу в стремлении заполучить максимальное количество новых клиентов и, тем самым, максимизировать входящий денежный поток. В этих условиях важно было не пойти на поводу у рынка, а позаботиться о сохранении прибыльности своего портфеля, сделать ставку на клиентов, не минимизирующих цену страхования, а предъявляющих платёжеспособный спрос на качественные страховые услуги. В 2010 году данный подход должен дать компании новый импульс в развитии, так как именно данная категория клиентов выбрана в качестве целевой, а анализ рынка показывает, что потребительский спрос всё больше сдвигается от предпочтения низкой цены в сторону ориентации на максимальную надёжность страховщика. Пунктуальное следование выбранному курсу будет способствовать укреплению рыночных позиций РОСНО в 2010 году.
Сборы по страхованию имущества (кроме автокаско) сократились на 287 млн. руб., или на 8%, что соответствует рыночному уровню. При этом качество портфеля РОСНО по данным линиям бизнеса превосходит показатели конкурентов, поскольку компания не принимала участия в демпинговых снижениях цен, к которым прибегало большинство конкурентов в борьбе за долю рынка. Сборы по страхованию имущества физических лиц выросли, что также соответствует рыночной динамике. Однако в имущественном портфеле велика доля одного крупного клиента (Норильский никель), за вычетом которого снижение объёма портфеля оказывается более значительным.
Сборы по страхованию путешествующих выросли на 107 млн. руб. основной причиной такого роста, как и динамики данного сектора в целом стало падение обменного курса рубля к основным мировым валютам.
Ипотечное страхование сократилось вслед за обвальным падением соответствующего сегмента рынка, вызванным финансовым кризисом, удорожанием и частичным сворачиванием ипотечных программ банков.
Сборы премии по медицинскому страхованию незначительно снизились. В 2009 году на рынке многими клиентами оказывалось повышенное ценовое давление на страховые компании, что выводило значительную часть договоров за грань рентабельности. Соблюдая цель по рентабельности операций страхования, РОСНО избегало вступать в ценовую конкуренцию, чем объясняется сокращение продаж. однако с начала 2010 года наблюдается обратный приток клиентов в компанию, таким образом, мы констатируем, что позиция удержания высокого уровня качества обслуживания клиентов и обеспечивающей это качество ценовой политики оказалась полностью оправданной.