Совершенствование финансового планирования на основе бюджетирования
Виды финансовых планов (бюджетов) действующих предприятий
Сущность термина "бюджетирование". Разработка бюджетов (бюджетирование) один из важнейших инструментов оперативного контроллинга, который опирается на систему бюджетов, позволяющую руководителю заранее оценить эффективность управленческих решений, оптимальным образом распределить ресурсы между подразделениями, наметить пути развития предприятия и избежать кризисной ситуации.
Одной из важнейших задач системы оперативного контроллинга на предприятии являются разработка, анализ и контроль бюджетов. Бюджет-финансовый документ, созданный до того, как предполагаемые действия выполняются. Его часто называют финансовым планом действий. Эти данные - спланированная серия событий, которые свершатся в будущем, т.е. прогноз будущих финансовых операций. Бюджет может иметь бесконечное количество видов и форм. Его структура зависит от предмета составления бюджета; размера организации; степени, в которой процесс формирования бюджета интегрирован с финансовой структурой организации; квалификации и опыта разработчиков. В отличие от формализованных отчета о прибылях и убытках или бухгалтерского баланса бюджет не имеет стандартизованных форм, которые следует строго соблюдать. Бюджет должен представлять понятную пользователю информацию. Избыток информации затемняет значение и точность данных, а недостаточность может привести к непониманию основных ограничений и данных, принятых в документе. Бюджет может быть подготовлен целиком в не денежном (натуральном) выражении: в часах, единицах продукции, объемах услуг. При подготовке бюджета необходимо начать с ясно сформулированного названия и периода, для которого он составляется. Реальную форму представления бюджета выбирает его разработчик. Организация может создать свои собственные формы бюджета, которые она будет постоянно использовать. Но если в бюджете необходима информация о новом продукте, то может потребоваться иная структура и форма этого документа. Однако, информация, содержащаяся в бюджете, должна быть настолько точной, определенной и значащей, насколько это возможно.
По определению Института дипломированных управляющих бухгалтеров по управленческому учету (США) бюджет - это "количественный план в денежном выражении, подготовленный и принятый до определенного периода, обычно показывающий планируемую величину дохода, которая должна быть достигнута, и/или расходы, которые должны быть понижены в течение этого периода, и капитал, который необходимо привлечь для достижения данной цели".
Детализированные бюджеты составляются на ограниченный период, обычно не более чем на год, с подразделением на более короткие периоды: кварталы, месяцы или 13 четырехнедельных периодов. В случаях существенных изменений (например, выпуска нового продукта, внедрения новых технологий и оборудования), которые требуют дополнительных капитальных вложений, бюджеты разрабатываются на пять или более лет. Бюджеты разрабатываются как для организации в цепом, так и для ее подразделений.
Функции бюджета:
планирование операций, обеспечивающих достижение целей организации;
координирование различных видов деятельности и подразделений;
согласование интересов отдельных работников и групп в целом по организации;
стимулирование руководителей всех рангов к достижению целей своих центров ответственности;
контроль текущей деятельности, обеспечение плановой дисциплины;
основа для оценки выполнения плана центрами ответственности и их руководителей;
средство обучения менеджеров.
Основные плановые решения вырабатываются в процессе подготовки программ, а сам процесс разработки бюджета является уточнением этих планов.
Каждый центр ответственности зависит от работы других центров и влияет на нее. В процессе разработки бюджета отдельные виды деятельности координируются таким образом, что все подразделения организации работают согласованно, стремясь достичь целей организации в целом. Очень важно, чтобы планы производства были скоординированы с планом отдела маркетинга, т.е. необходимо произвести количество продукции, соответствующее запланированному объему продаж. Планы руководства не будут осуществлены, пока все исполнители не поймут содержание этих планов.