Недостатки формирования резерва
У предприятия имеется реальная возможность минимизировать расхождения в сумме резервов сомнительных долгов в целях бухгалтерского и налогового учета, используя в бухгалтерском учете ту же методику формирования резерва, что и в налоговом, и не нарушая при этом норм бухгалтерского законодательства. Для этого необходимо в учетной политике для целей бухгалтерского учета закрепить ту же методику расчета величины резерва, что и в налоговом учете.
Применение такого подхода формально не признается нарушением бухгалтерского законодательства, поскольку методика оценки вероятности погашения сомнительной задолженности для отнесения в бухгалтерский резерв может быть разработана предприятием самостоятельно, следовательно, может совпадать с налоговой методикой. Однако такой подход все же является несколько искусственным, так как учитывает только срок возникновения сомнительной задолженности и отсутствие обеспечения долга, оставляя без внимания реальное финансовое положение должника.
Если организация хочет получить от резерва по сомнительным долгам только налоговый эффект, а не повышение достоверности бухгалтерской отчетности, то имеет смысл закрепить его создание только в учетной политике для целей налогообложения, а в бухгалтерском учете - не создавать. Такое решение приведет к возникновению еще одного вида расхождений между данными бухгалтерского и налогового учета - на сумму отчислений в налоговый резерв. Данную разницу, более целесообразно будет квалифицировать как постоянную, так как отсутствует достаточная уверенность, что впоследствии именно сумма отчислений в налоговый резерв будет признана в бухгалтерском учете в составе прочих расходов, возникших от списания нереальной к взысканию дебиторской задолженности.
По сути, резерв сомнительных долгов в налоговом учете не является реальной оценкой возможных потерь оплаты дебиторской задолженности, а представляет собой некую величину, рассчитанную по четко закрепленному ст. 266 НК РФ алгоритму. Налоговый резерв предоставляет отсрочку платежа по налогу на прибыль в сумме сомнительного долга (с момента возникновения которого прошло не менее 45 дней) до момента окончания отчетного (налогового) периода, когда произошло погашение этой задолженности либо ее списание в качестве безнадежного долга. Однако в совокупности такая отсрочка не должна превышать 10% доходов от реализации.
В связи с этим при принятии решения о целесообразности формирования резерва сомнительных долгов руководство организации должно проанализировать на основе предшествующего опыта работы с дебиторской задолженностью и плановых показателей финансовой деятельности на следующий год, в какой сумме и на какой срок будет получена такая отсрочка в результате создания данного резерва. Если в большинстве случаев сомнительная задолженность все же погашается покупателем в течение 45 дней с момента, когда оплата дебиторской задолженности была предусмотрена договором, то реального налогового эффекта от создания резерва не получится или он будет незначительным. Возникнет только дополнительная нагрузка на бухгалтерию по документальному оформлению и расчету данного резерва.
Однако с учетом посткризисных условий деятельности большинства строительных организаций, в которых задержки платежей от заказчиков на достаточно продолжительные сроки стали повседневной реальностью, создание резерва сомнительных долгов может быть эффективным инструментом снижения налогового бремени. При таких обстоятельствах следует предусмотреть создание резерва сомнительных долгов в учетной политике для целей налогообложения на 2010 г.