Элементы финансового механизма развития малого бизнеса в России
Возрастающая роль малого бизнеса в становлении и развитии рыночной экономики России позволяет отнести к разряду дискуссионных вопросов, прежде всего, вопрос о составляющих элементах финансового механизма развития малого бизнеса [8, c.17-19].
Структура финансового механизма довольно сложна и с учётом множества финансовых взаимосвязей предопределяет использование большого количества элементов. Однако применительно к малому бизнесу его структура не совсем адекватна с позиции реальных процессов функционирования малого бизнеса, а также действующих в Российской Федерации законодательных и нормативных актов. Например, страховой механизм, с точки зрения создания резервных фондов, практически отсутствует у многих субъектов малого бизнеса.
Финансовый механизм развития малого бизнеса имеет внешние и внутренние составляющие. К основным внешним элементам финансового механизма относятся: государственная и муниципальная поддержка, оказание финансовой помощи со стороны финансовых и других посредников.
Основой внутренней части финансового механизма являются финансовые методы увеличения капитала, поскольку они формируют базу финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов.
Ведущим методом увеличения капитала, в том числе и для субъектов малого бизнеса, является «возрастание реинвестируемой прибыли [14], которое, как известно, зависит от комплекса интенсивных и экстенсивных факторов, связанных, с одной стороны, с формированием массы валовой прибыли и её базового компонента - предпринимательского дохода, а с другой стороны - с решениями финансового менеджера .» [12, c. 37-42].
Наиболее распространёнными в финансовой практике методами увеличения финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов, включая и субъектов малого бизнеса, являются:
1. привлечение средств долевого участия,
2. оптимизация налоговых платежей;
. франчайзинг;
. купля-продажа ценных бумаг;
. кредитные формы привлечения денежных ресурсов, как лизинг, ипотека.
Среди вышеперечисленных методов увеличения капитала хозяйствующего субъекта, а, следовательно, и увеличения денежной базы финансового механизма, наиболее перспективным для малого бизнеса может стать такая современная разновидность лизинга, как селенг.
Селенг активно используется во многих экономически развитых странах. Например, в США объём селенговых операций составляет более 10 млрд. долл., в Западной Европе - более 20 млрд. долл. [15, c. 16-19]. Суть этой лизинговой операции заключается в том, что так называемая селенг-компания может привлекать и свободно использовать в своих целях имущество и отдельные имущественные права граждан и хозяйствующих субъектов. Селенг представляет собой реальный механизм привлечения денег, особенно населения, в производственные отрасли и экономику государства в целом. Селенг обостряет конкурентную борьбу на денежном рынке и направляет ее на снижение цены услуг, например, процентов за кредит.
Представляется, что в условиях совершенствования финансового механизма поддержки малого бизнеса, особенно в сфере материального производства, данная форма финансирования может стать «спасительным кругом» для многих субъектов малого бизнеса. Данные выводы подтверждают наше мнение о том, что одним из основных элементов финансового механизма является механизм самофинансирования.
Финансовый механизм трактуют как составную часть хозяйственного механизма, представленную совокупностью видов и форм организации финансовых отношений, условий и методов исчисления, применяемых при формировании финансовых ресурсов, образовании и использовании денежных фондов целевого назначения. Целевые бюджетные фонды - фонды денежных средств, образуемые в составе бюджета за счет доходов целевого назначения и используемые по отдельной смете. Средства целевого бюджетного фонда не могут быть использованы на цели, не соответствующие назначению фонда. Особенностью данной разновидности целевых фондов является их включенность в федеральный бюджет, в силу чего правовым их основанием является ежегодно принимаемый Закон «О федеральном бюджете», а потому эти фонды не отличаются стабильностью существования. Наибольшей стабильностью существования отличаются Федеральный и территориальные дорожные фонды, Федеральный экологический фонд и др.