Управление дебиторской задолженностью
Одной из важнейших задач предприятия является управление дебиторской задолженностью. Политика управления дебиторской задолженностью, представляет собой часть общей политики управления оборотными активами, направленной на расширение объема реализации продукции заключающейся в оптимизации общего размера этой задолженности и обеспечение современной ее инкассации. [22, с. 359]
Для того чтобы освоить управление дебиторской задолженности, предприятию необходимо проанализировать ее состав, объем и динамику в предыдущие периоды.
Завышенные размеры дебиторской задолженности приводит к недостатку оборотных средства, снижают мобильность оборотных активов, становятся причиной кризиса неплатежеспособности.
Прежде чем предпринимать действия, направленные на снижение дебиторской задолженности, предприятию следует изучить состав покупателей, особенности маркетинговой политики.
Дебиторская задолженность подразделяется на:
дебиторская задолженность за товары (работы и услуги), срок оплаты которых не наступил;
на дебиторскую задолженность за товары (работы и услуги), не оплаченные в срок, предусмотренные контрактом, которая в свою очередь, подразделяется:
А) на ожидаемую в согласовании с заказчиком сроки;
Б) на труднореализуемую
В) на сомнительную;
Г) на безнадежную;
Способы управления каждой из этих групп дебиторской задолженности разные. [31, с 153 - 154]
Но в целом эффективного управления этими процессами в предприятии разработка политики управления дебиторской задолженности носит комплексный характер и включает ряд последовательных этапов.
Первым этапом задается критический уровень дебиторской или кредиторской задолженности; все расчетные документы, относящиеся к задолженности, превышающий критический уровень, подвергаются проверке в обязательном порядке. Для внутреннего анализа привлекается данные аналитического учета, предназначенные для общей оценки динамики ее объема в целом и продолжают в разрезе отдельных статей; определяют долю дебиторской задолженности в оборотных активах, анализируют его структуру; определяют удельный вес дебиторской задолженности, платежи по которым ожидаются платежи в течении года.
Вторым этапом из оставшихся расчетных документов делается контрольная выборка. Для этого применяют различные способы.
Третьем этапом проверяется реальность сумм дебиторской и кредиторской задолженности в отобранных документах. В частности могут направляться письма контрагентам с просьбой подтвердить реальность проставленной в документе или проходящей в учете суммы. [22, с. 361]
Одной из ключевых проблем ООО «Тех - Мастер» на сегодняшний день является проблема дефицита оборотных средств. Это обусловлено не только кризисом неплатежей, но и неэффективным управлением оборотными активами, недостатками системы управления предприятием в целом. Снижение оборачиваемости и сокращение части реально работающих оборотных средств, в первую очередь связаны с существованием просроченной дебиторской задолженности.
Чтобы эффективно управлять дебиторской задолженностью, предприятию необходимо выполнять следующие рекомендации:
. контролировать состояние расчетов с покупателями (по отсроченной задолженности) и своевременно предъявлять исковые заявления;