Методы оценки финансовой устойчивости предприятия
Анализ движения денежных средств позволяет внешнему пользователю судить о способности компании обеспечить превышение чистых денежных поступлений над платежами. Отчет о движении денежных средств, который является информационной базой анализа, состоит из трех разделов, куда включается информация о движении денежных средств согласно источникам данных средств, как то: движение денежных средств по операционной деятельности, движение денежных средств по инвестиционной деятельности и движение денежных средств по финансовой деятельности. Строительная и специализированная техника.
Изучая информацию о движении денежных средств, представленную в данной форме финансовой отчетности, пользователи финансовой информации стремятся, прежде всего, узнать, способна ли компания обеспечить поступление денежных средств от операционной деятельности. Во вторую очередь аналитик задается вопросом, достаточно ли компании внутренних поступлений для финансирования своей инвестиционной деятельности или же компании следует привлекать внешние заемные средства для этих целей, или наращивать собственный капитал. Соотношение этих трех компонентов движения денежных средств определяется финансовым состоянием компании. Структура потоков денежных средств бурно развивающейся компании будет отличаться от картины движения денежных средств компании, испытывающей финансовые затруднения.
Совокупность ключевых финансовых коэффициентов, отражающих тенденции и сравнительную эффективность деятельности корпорации и предназначенных для прогнозирования и моделирования развития, может быть представлена пятью группами, которые объединяют показатели финансового состояния, результатов деятельности и инвестиционной привлекательности (см. рис. 6).
Рис. 6 - Совокупность ключевых финансовых коэффициентов
Помимо приведенных индикаторов во вторую группу следует включить коэффициент покрытия постоянных финансовых расходов (при их осуществлении корпорацией), а в пятую - коэффициент котируемости акций, коэффициент рыночной оценки акций и коэффициент Тобина (которые возможно рассчитать при наличии информации фондового рынка).
Приведенный перечень, безусловно, не охватывает всей совокупности разработанных и используемых на практике финансовых индикаторов, однако в наибольшей степени сможет удовлетворить информационные потребности различных групп участников корпоративных отношений - пользователей финансовой информации.
Изучение методики определения перечисленных финансовых показателей и построения финансовой модели корпорации позволяет констатировать, что нормативные (эталонные) значения финансовых коэффициентов в российской практике анализа разработаны, как правило, исключительно для первых двух групп показателей.
Вычисления подавляющего числа коэффициентов основаны на учетных данных, а не на рыночных оценках средств компании и их источников. Однако этот недостаток подлежит нивелированию: во-первых, при необходимости можно построить (запросить у компании) аналитический баланс в рыночных оценках (составленный в условиях фиктивной ликвидации); во-вторых, коэффициенты, как и любые относительные показатели, в определенной мере сглаживают негативное влияние ряда факторов, в том числе и влияние инфляции.
Большинство коэффициентов рассчитывается по результатам законченных хозяйственных операций (коэффициенты историчны по своей природе) и поэтому дают усредненную характеристику финансового положения компании. Однако при известной инерционности экономических процессов и основном назначении коэффициентов - выявление тенденций и закономерностей сложившегося положения в имущественном комплексе и финансовом состоянии компании и перспектив развития - эту проблему можно считать несущественной.
Как в научном, так и в практическом аспекте финансового анализа имеется множество интерпретаций аналитических коэффициентов, поэтому не предполагается их строго формализованный расчет. Методика расчета коэффициентов может варьировать в определенных границах, что следует учитывать при сравнении коэффициентов по различным компаниям.
Применение различной учетной политики в бухгалтерском учете может исказить результаты сравнительного анализа коэффициентов. Назначения коэффициентов могут оказывать существенное влияние выбранные компанией методы оценки основных средств, производственных запасов, начисления амортизации. Это обстоятельство необходимо учитывать при сопоставлении коэффициентов различных компаний и при их анализе за разные временные периоды.
В целях представления имущественного и финансового положения в желаемом или целесообразном ракурсе компании могут вести креативный учет и использовать методы причесывания (window dressing techniques) финансовой отчетности: маневрирование прибылью и оценками активов, создание скрытых резервов, манипулирование сроками погашения обязательств и др. Таким образом, при сравнении и анализе коэффициентов следует учитывать значимость, целевой характер и последствия креативного учета, так как в противном случае может быть нарушено требование достоверности, непредвзятости и прозрачности финансовой информации.