Сущность финансово-промышленной группы
Задачи и реальные результаты деятельности ФПГ (1994-1995)
Определенные государством задачи ФПГ (1994-1995) |
Реальная ситуация в официальных ФПГ (1994-1995) |
Создание рациональных технологических и кооперационных связей |
Хотя в ряде ФПГ акцент на кооперацию в снабжении и сбыте, значительная часть групп ориентирована на кооперацию в производстве |
Привлечение инвестиций |
Продолжение спада инвестиций и лишь некоторое торможение его в ФПГ |
Повышение экспортного потенциала и конкурентоспособности предприятий |
Повышение конкурентоспособности в той мере, в какой ФПГ ослабляет дефицит оборотных средств и квалифицированных специалистов по снабжению и сбыту |
Конверсия оборонных предприятий |
Повышение согласованности конверсионных замыслов отдельных предприятий при дефиците средств на реализацию этих замыслов |
Ускорение НТП |
Преобладание усилий на сохранение имеющегося технологического уровня производства |
Обеспечение структурной перестройки экономики |
Медленные темпы интеграции по капиталу вдоль технологических цепочек |
Повышение управляемости народного хозяйства и проведение активной промышленной политики |
ФПГ не стали проводниками активной промышленной политики ввиду отсутствия последней. ФПГ понизили чувствительность экономики к такому рычагу управления ею, как денежная база. |
Если ориентироваться на определенные государством задачи ФПГ, результаты деятельности официальных групп в 1994-1995 гг. далеки от решения этих задач. Однако более точная оценка эффективности российских ФПГ в рассматриваемый период с точки зрения государственной экономической политики может быть получена, если ориентироваться на ее реальные приоритеты. К таковым в первую очередь относится завершение чековой приватизации и развертывание (с 1 июля 1994 г.) денежной приватизации.
Принятая модель чековой приватизации, с одной стороны, обеспечивала компромиссный характер перераспределения собственности, но, с другой стороны, вызывала социальную напряженность ослаблением прежних хозяйственных, кооперационных связей. По этой причине усиливались требования к ревизии модели приватизации. Такие требования выдвигались руководителями как предприятий, так и регионов. Симптоматично в этой связи Постановление правительства Москвы от 14 июня 1994 г. №488 "Об основных принципах и подходах в концепции формирования финансово-промышленных групп в Москве", нацеленное на формирование ФПГ в виде холдинговых структур с существенным участием города в их капитале.
В 2005 году Федеральный закон Российской Федерации «О концессионных соглашениях» определил возможность создания государственно-частного партнерства в здравоохранении, образовании, коммунальном обслуживании и т.д. Тем не менее, стандарты регулирования, которые задает государство, в основном имеют статус принципов, ориентиров и сводов правил поведения. Попытки ужесточить регулирование встречают серьезное сопротивление со стороны бизнеса, но текущий высокий уровень суверенного долга подталкивает государства к сокращению инвестиций в социальную сферу и стимулированию программ социальной ответственности бизнеса, в частности финансово-промышленных групп.