Описание отрасли, самой компании и данного бизнеса
Общая структура парка подвижного состава РФ представлена на рисунке 4:
Следует отметить, что за 5-летний период налоговая нагрузка на предприятия международного автотранспорта снизилась в среднем на 15 пунктов и составила 12%. Уменьшены размеры следующих налогов:
· на добавленную стоимость с 20% до 18%
· налог на прибыль - с 35% до 24%
· социальный налог - с 35.6% до 26%
· отменен налог на добавленную стоимость доходов от импортных перевозок/
Рисунок 4 Соответствие парка подвижного состава перевозчиков РФ экологическим требованиям стандарта «Евро»
Однако в отрасли на данный момент существует ряд проблем, особое внимание следует обратить на наиболее острые из них:
1. низкая доходность автомобильных перевозок.
2. проблемы выплаты командировочных для водителей.
. тарифная политика и проблема демпинга.
. поборы на дорогах и криминал.
. высокий объем присутствия на российском рынке перевозчиков третьих стран.
. проблема цены и качества топлива.
. проблемы приобретения и обновления подвижного состава.
. профессиональная подготовка и обучение водителей.
. весовой контроль.
. сезонное закрытие дорог и другие.
Для защиты отечественных международных автомобильных перевозчиков необходимо предпринять следующие меры, способствующие повышению их конкурентоспособности:
· приведение российского законодательства в соответствие с зарубежным в части уровня штрафных санкций. Например, в Бельгии за неправильное оформление перевозчиком бланка разрешений с нарушителя взимается штраф в размере 10 000 Евро, в России же за аналогичное преступление примерно 42 Евро.
· снятие дополнительных барьеров в виде незаконных сборов субъектами РФ. Например, в 2004 г. уже было отменено 17 сборов, незаконно введенных местными властями.
· сокращение времени простоя на пунктах пропуска. Для этого требуется разработать и внедрить единую информационную систему по принципу одного окна, необходимо вывести с территории пунктов пропуска негосударственных структур (РосТЭК, страховые компании), предварительное декларирование автопоездов.
Увеличение конкуренции на рынке МАП достигается путем увеличения числа предприятий. Росту числа перевозчиков способствует быстрый рост тарифов. За последние 3 года на рынке МАП появилось много предприятий различных форм собственности: частной, малые акционерные, совместные и др.
В 1991 г. 89% выданных таможенных документов приходилось на долю наиболее крупного перевозчика «СовТрансАвто». В 2000 г. на его долю приходилось уже 39%, а в настоящее время «СовТрансАвто» превратился в холдинг, объединяющий 15 предприятий. На сегодняшний день наиболее крупными АТП, осуществляющими МАП грузов, являются:
· холдинг «СовТрансАвто»
· «SovTransServise»
· «SovTrackt»
Крупные предприятия имеют преимущества за счет больших провозных возможностей, рациональной организации перевозок и отлаженной системы работы с экспедиторами. Однако, в современных условиях клиенты предпочитают работать не с крупными предприятиями, а с частными фирмами и малыми предприятиями, обращая внимание на высокий уровень производства перевозок и сочетания приемлемых тарифов.
В итоге, оценивая общее положение отрасли и перспективы развития, нужно определить резервы повышения конкурентоспособности МАП:
1. 50 млн. т. грузов, которые перевозит железная дорога, тяготеют к автомобильному транспорту. Это резерв, который необходимо осваивать участникам МАП.
2. в настоящий момент на отечественном рынке доля российских международных автоперевозчиков составляет 39%. В соответствии с международными соглашениями норма - 50%. Т. е. резерв роста еще 12% .
К тому же развитие международных связей российских предприятий и интеграция отечественной транспортной системы в мировой транспортный рынок дают возможность увеличить объемы перевозок, осваивать новые рынки, что обеспечит поступательное движение в развитии данной отрасли.
1 2