Описание отрасли, самой компании и данного бизнеса
Устойчивый рост российской экономики и интеграция в европейское и мировое сообщество диктуют новые правила и требуют от российских международных автомобильных перевозчиков соответствия самым высоким профессиональным стандартам. Происходит формирование новых транспортных магистралей (например «Тихий океан - Атлантика наземным транспортом»), увеличение объемов перевозок грузов в международном сообщении, меняются требования клиентуры к срокам и качеству доставки грузов потребителям.
В этих условиях возрастает роль автомобильного транспорта. Объем перевозок внешнеторговых грузов АТ России за последние 5 лет вырос в 1.6 раза и в 2004 году составил 25 млн. т.
Доля российских перевозчиков на отечественном рынке международных перевозок составил свыше 38%. Темпы роста объемов международных перевозок, выполненных российскими перевозчиками, на 30% превышают аналогичный показатель у иностранных перевозчиков.
За 2004 г. Простои автомобилей в ожидании въезда в режимную зону основных российских автопогранпереходов сократились на 32%. В результате этого сокращение потерь российских перевозчиков оценивается в 27 млн. $.
Реализация мер по ограничению деятельности перевозчиков третьих стран на российском рынке обеспечила снижение их доли на 16.9% за 5 лет.
В 2004г. объем перевозок и грузов в международном сообщении российским автотранспортом увеличен на 24.2% и составил 9.8 млн. т. На 35% увеличился объем перевозок на Польшу; на 31% - на Финляндию и на 29% на Латвию. Были увеличены общие контингенты разрешений на Финляндию, Германию и Польшу, Китай, Австрию, Италию и ряд других стран, тем самым обеспечены потребности российских перевозчиков в иностранных разрешениях на важнейшие направления международных перевозок.
Анализируя динамику изменения объемов перевозок грузов автомобильным транспортом между Россией и зарубежными странами за период с 1990 по 2004 года, следует отметить, что до 1998 года доля иностранных перевозчиков росла более стремительно, чем российских, а затем, начиная с 2000 года, картина начала меняться.
В результате за 14 лет доля отечественных перевозчиков (по объему) выросла в 14 раз, иностранных - в 10.4 раза.
В целом объем перевозок в Россию и из России в международном сообщении вырос в 11.5 раз, что наглядно изображено на рисунке:
Рисунок 1 Объемы перевозок грузов автомобильным транспортом между РФ и зарубежными странами
Что касается распределения перевозок по федеральным округам России, то 44% всей грузоперевалки в международном автомобильном сообщении приходится на Центральный федеральный округ, 33% - на Северо-Западный. Далее следует Приволжский - 6% и Сибирский - 6%, Южный - 4%, Дальневосточный - 4% и Уральский - 3% от Общих объемов перевозок автомобильным транспортом.
Рисунок 2. Распределение объемов международных автомобильных перевозок грузов России между группами перевозчиков
Из рисунка 2 также видно, что в целом по России сегмент доли российских перевозчиков в международных перевозках увеличивается и в настоящее время составляет примерно 39%.
Важно отметить, что в международных перевозках между странами должен быть следующий паритет: 50% - участник с одной стороны, 50% - с другой. Но существует такое понятие, как перевозчики третьи стран. Их доля уменьшилась с 20.4% до 17.2%, но остается недопустимо высокой.
Т. о., на отечественном рынке работает 39% российских перевозчиков, перевозчики Финляндии, затем Украины, Польши, Литвы, Беларуси и Казахстана.
Динамика структуры перевозчиков третьих стран на российском рынке МАП представлена на рисунке 3:
Рисунок 3 Перевозчики третьих стран на российском рынке международных автомобильных перевозок
В настоящее время на рынке международных автомобильных перевозок действует более 1 800 перевозчиков и используется более 10 000 автопоездов с разрешением на въезд EVRO 2. За 2004 г. выполнено около 160 000 рейсов.
Подвижной состав перевозчиков России постоянно обновляется, например, за период 2001 - 2004 гг. объем парка, соответствующего нормам Евро 2, увеличился на 30.5%, Евро 3 - на 18.9%.
1 2