Анализ эффективности использования прибыли
Определим уровень воздействия факторов на прибыль от продаж 2010 года в сравнении с 2009 годом.
На прибыль от продаж влияют следующие факторы:
количество проданной продукции (объем продаж);
цена реализации;
уровень себестоимости проданной продукции в выручке (затраты в основной деятельности на 1 руб. выручки);
уровень коммерческих расходов в выручке (коммерческие расходы на 1 руб. выручки);
уровень управленческих расходов в выручке (управленческие расходы на 1 руб. выручки).
. Расчет выручки в сопоставимой оценке и влияния на выручку изменения цен реализации продукции. Выручка от продажи в отчетном периоде в сопоставимой оценке определяется по формуле:
, (11)
где V1 - выручка от продукции в отчетном периоде;
J - индекс роста цен (инфляция 11%) за анализируемый период
V’ = 203750 / 1,11 = 183559 (тыс. руб.)
изменение выручки от продаж за счет цены:
(тыс. руб.)
изменение выручки от продаж за счет количества продукции:
(тыс. руб.)
. Расчет влияния на прибыль от продаж фактора «Цена»
(12)
где Rпр0 - рентабельность продаж в базисном периоде, %
(тыс. руб.)
. Расчет влияния на прибыль от продаж фактора «Количество проданной продукции»
(тыс. руб.)
. Расчет влияния фактора «Уровень себестоимости проданной продукции в выручке»
(13)
где УС1, УСо - уровни себестоимости в выручке в отчетном и базисном периоде.
6856 (тыс. руб.)
. Расчет влияния фактора «Уровень коммерческих расходов в выручке»
(14)
где УКР1, УКРо - уровни коммерческих расходов в выручке в отчетном и базисном периоде.
Коммерческих расходов предприятие не имеет
. Расчет влияния фактора «Уровень управленческих расходов»
(15)
где УУР1, УУРо - уровни управленческих расходов в выручке в отчетном и базисном периоде.
тыс. руб.
Результаты расчетов сведены в таблицу 13.
Таблица 13
Влияние факторов на изменение показателей прибыли от продаж в 2010 г. в сравнении с 2009 г.
Показатель - фактор |
Сумма влияния (+/-), тыс. руб. |
1. Количество проданной продукции, товаров, услуг |
2452 |
2. Цена реализации |
1878 |
3. Уровень себестоимости |
6856 |
4. Уровень коммерческих расходов |
0 |
5. Уровень управленческих расходов |
-10391 |
Изменение прибыли от продаж всего |
795 |
Проверка:
тыс. руб.
Таким образом, можно сделать вывод, что прибыль от продаж сократилась за счет роста управленческих расходов. За счет остальных факторов наблюдался рост прибыли от продаж.
Рентабельность - один из основных качественных показателей эффективности производства на предприятии, характеризующий уровень отдачи затрат и степень использования средств в процессе производства и реализации продукции. Различают рентабельность: - общую - определяется как отношение плановой суммы балансовой прибыли к планируемой среднегодовой стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств в пределах норматива, - расчетную - определяется как отношение плановой суммы балансовой прибыли (за вычетом суммы платы за фонды, фиксированных платежей в бюджет и платежей по процентам за банковский кредит, прибыли от использования отходов, подсобного сельского хозяйства и побочного пользования в лесах) к планируемой среднегодовой стоимости основных производственных фондов и оборотных средств в пределах норматива (за вычетом льготных фондов). По уровню расчетной рентабельности ведется оценка выполнения плана, определяются фактические отчисления в фонды материального поощрения.