Основные показатели оценки рентабельности
Показатель рентабельности собственного капитала позволяет инвесторам оценивать потенциальный доход от вложения средств в акции и другие ценные бумаги. На основе показателя можно определить период (число лет), в течение которого полностью окупаются средства, вложенные в торговое предприятие.
Наряду с показателями товарооборота, капитала, основных и оборотных средств для расчета уровня рентабельности (коэффициентов) применяются и другие показатели: издержки обращения, торговая площадь, численность персонала, каждый из которых подчеркивает определенный аспект результатов деятельности торгового предприятия.
Уровень рентабельности, исчисленный отношением суммы прибыли от реализации товаров к сумме издержек обращения, показывает эффективность текущих затрат. Увеличение или сокращение издержек обращения непосредственно влияет на уменьшение или рост прибыли. Этот показатель рентабельности определяет эффективность торговой сделки по товарам.
Рентабельность, рассчитанная по отношению к численности занятых на предприятии работников, характеризует эффективность использования рабочей силы и показывает размер полученной прибыли в расчете на одного работника (отношение балансовой прибыли к среднесписочной численности работников).
= Чистая прибыль/Среднесписочная численность * 100 % (6)
Отношение прибыли от реализации товаров к величине производственной площади предприятия характеризует размер полученной прибыли в расчете на 1 кв. м. площади предприятия. Рациональное использование торговой площади позволит повысить размер прибыли.
Другим очень важным и актуальны на сегодняшний день является показатель рентабельности инвестиций. В настоящее время на вложении инвестиций зарабатываются огромные капиталы, и для правильной оценки выгодности предприятия, инвестирование которого предполагается, наиболее важным показателем является показатель рентабельности инвестиций.
Rинв = ( Прибыль от инвестиций - Стоимость инвестиций) * 100% / Стоимость инвестиций (7)
Рентабельность инвестиций (Return on Investments, рентабельность инвестиций) рассчитывается как отношение чистой прибыли к инвестициям, осуществленным в предприятие (подразделение). При этом под инвестициями подразумеваются не только инвестированные денежные средства (как собственные, так и заемные), но и переданные подразделению активы (оборудование, технологии, товарные знаки).
Оценить эффективность работы компании на основании показателя рентабельности инвестиций можно, только если менеджмент располагает сопоставимыми данными по аналогичным компаниям или подразделениям холдинга.
Среди основных недостатков, связанных с расчетом рентабельности инвестиций, можно выделить возможность искажения этого показателя в результате отсрочки технического обслуживания, сокращения издержек на исследования и маркетинг. Другими словами, значение рентабельности инвестиций повысится, в то время как в целом ситуация в компании ухудшится. Необходимо отметить, что решения, принимаемые о покупке или продаже подразделений компании на основании показателя рентабельности инвестиций, не всегда будут оправданны.
Другим примером может быть ситуация, когда оценен показатель рентабельности инвестиций для научно-исследовательского подразделения компании. Как правило, такие подразделения убыточны, но требуют больших инвестиций, следовательно, значение рентабельности инвестиций будет низким, но это не означает, что компании следует продать данное подразделение.
Методика факторного анализа рентабельности.
Широкое использование математических методов является важным направлением совершенствования экономического анализа, повышает эффективность анализа деятельности предприятий и их подразделений. Это достигается за счет сокращения сроков проведения анализа, более полного охвата влияния факторов на результаты коммерческой деятельности, замены приближенных или упрощенных расчетов точными вычислениями, постановки и решения новых многомерных задач анализа, практически не выполнимых вручную или традиционными методами.