Основные показатели оценки рентабельности
Показатели рентабельности являются важными характеристиками факторной среды формирования прибыли предприятий. Поэтому они обязательны при проведении сравнительного анализа и оценке финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования
Для принятия управленческих решений обычно используется структурированная система показателей оценки рентабельности, ориентированная на определенную цель. Система показателей оценки рентабельности позволяет избежать опасности одностороннего и неполного отражения деятельности предприятия, поскольку отдельные показатели оценки рентабельности обладают ограниченной информационной ценностью, что может привести к неадекватной их интерпретации. Система показателей оценки рентабельности особенно важна в тех случаях, когда необходимо учесть несколько целей и установить взаимосвязи между элементами системы. При этом необходимо подчеркнуть, что неоправданно большое число показателей оценки рентабельности перегружает материалы аналитического исследования и, более того, уводит в сторону от цели анализа.
Состав системы показателей оценки рентабельности в определенной степени зависит от вида проводимого анализа. Принято выделять два вида финансового анализа: внутренний и внешний. Внешний финансовый анализ производится независимыми аналитиками и в основном базируется на общедоступной информации, поэтому он менее детализирован и более формализован. Информационная база внутреннего анализа гораздо шире, соответственно расширяются и возможности самого анализа.
Независимо от вида проводимого анализа система показателей не может быть раз и навсегда жестоко заданной, более того, она должна постоянно корректироваться как по форме, так и по существу.
Показатель рентабельности отражает соотношение прибыли предприятия и факторов, которые являются, по сути, предпосылками ее возникновения. Бухгалтерская отчетность позволяет рассчитать большое количество показателей рентабельности, поэтому их необходимо систематизировать в аналитические группы с целью упорядочения и обеспечения оптимальности при выполнении аналитических процедур.
Показатели оценки рентабельности классифицируются следующим образом:
.Рентабельность продаж.
рентабельность продаж (норма общей прибыльности)
рентабельность продаж от вложенного капитала всех инвесторов
рентабельность заемного капитала предприятия
. Рентабельность деятельности
рентабельность продаж при маржинальном подходе
рентабельность хозяйственных средств от деятельности предприятия
рентабельность экономического потенциала предприятия
. Рентабельность ресурсов
.1. Рентабельность капитала
рентабельность торговой деятельности предприятия
рентабельность инвестиционной деятельности предприятия
рентабельность финансово-хозяйственной деятельности предприятия
рентабельность основных средств предприятия
прибыльность 1 кв. м. торговой площади
рентабельность оборотных средств предприятия
рентабельность средств на оплату труда различным группам работников предприятия
.2. Рентабельность других ресурсов.
рентабельность активов
рентабельность инвестированного капитала
рентабельность расходов на оплату труда
прибыльность труда одного работника
Показатели рентабельности измеряют прибыльность организации с различных позиций в соответствии с интересами участников функционирования предприятия. В литературе рассматривается широкий спектр показателей рентабельности, способ расчета которых различается в зависимости от поставленных аналитических и управленческих задач (см. таблицу 1). Рассмотрим предложенные показатели прибыли: