Цели, принципы, методы бюджетирования на муниципальном уровне
В условиях, когда экономические параметры российских бюджетов вот уже на протяжении нескольких лет остаются относительно стабильными, интерес к их формированию поддерживается новациями в сфере бюджетных технологий. Одним из эффективных методов финансового планирования, рассчитанным на составление детально проработанного и скоординированного по всем подразделениям и функциям плана деятельности и контроля его исполнения, является бюджетирование.
Итак, в чем же заключается сущность бюджетирования? Мы считаем, что возможно согласиться с Г. Маклевой, которая «видит метод бюджетирования как инструмент, имеющий своей целью достижение повышения эффективности государственных расходов за счет концентрации их на наиболее важных для общества направлениях и заключается в реформировании бюджетного процесса, при котором планирование, выделение бюджетных средств должно обосновываться ожидаемым результатом их расходования» [22 ;103].
Местные бюджеты (или, как их допустимо называть, «бюджеты муниципальных образований») являются третьим уровнем бюджетной системы Российской Федерации. Бюджет укрепляет экономическую самостоятельность органов местного самоуправления и, кроме того, способствует активизации хозяйственной деятельности, а также развитию инфраструктуры соответствующих территорий. Специфика бюджетирования на муниципальном уровне проявляется в особенностях муниципального бюджетного процесса.
Согласно ст. 6 БК РФ бюджетный процесс - это регламентированная нормами права деятельность органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, а также по контролю за их исполнением.
Бюджетный процесс по своей сущности является сложной системой динамики связей и отношений, направленных на изъятие части доходов у населения и предприятий, а также на предоставление средств из бюджета с целью решения комплекса социально-экономических задач. Формирование всей системы местных финансов неразрывно связано с особенностями реализации бюджетного процесса на муниципальном уровне.
Представительные органы местного самоуправления самостоятельно разрабатывают положение о бюджетном процессе в данном муниципальном образовании в соответствии с общими принципами бюджетного процесса, установленными законами Российской Федерации и законами ее субъектов (п.1 ст. 11 ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации»).
Исполнительные органы муниципальной власти составляют проект бюджета, вносят его с необходимыми документами и материалами на утверждение представительных органов местного самоуправления, осуществляют исполнение бюджета, в том числе сбор доходов бюджета, управление муниципальным долгом, представляют отчет об исполнении бюджета на утверждение представительных органов местного самоуправления, осуществляют иные полномочия (ст. 154 БК РФ).
Исполнительные органы местного самоуправления обязаны составить проект муниципального бюджета, который они направляют в представительные органы местного самоуправления.
Вместе с проектом местного бюджета одновременно представляются такие документы как:
прогноз социально-экономического развития муниципального образования на очередной финансовый год;
основные направления бюджетной и налоговой политики муниципального образования на следующий финансовый год;
прогноз сводного финансового баланса муниципального образования на очередной финансовый год;
программу приватизации муниципального имущества на очередной финансовый год.
Составление проектов местных бюджетов, утверждение и исполнение местных бюджетов должно осуществляться в соответствии с принятой в России бюджетной классификацией. Решение о целях, формах и суммах долгосрочных (на срок свыше одного года) заимствований принимает представительный орган местного самоуправления в порядке, установленном уставом муниципального образования.
В советский период все действующие на территории России бюджеты, включая и местные, объединялись в рамках единого национального бюджета. В настоящее время местные бюджеты, являясь частью финансовой системы Российской Федерации, существуют как самостоятельные денежные фонды, предназначенные для решения вопросов местного значения, выполнения функций органов местного самоуправления.
Вместе с тем для расчетов и анализа при формировании и использовании бюджетных средств на различных территориальных уровнях управления законодательством было введено понятие «консолидированный бюджет» - свод бюджетов нижестоящих территориальных уровней и бюджета соответствующего национально-государственного или административно-территориального образования. Данные консолидированные бюджеты в отличие от самостоятельных бюджетов утверждению не подлежат и правовыми актами не являются.
Каждое муниципальное образование в соответствии с законом имеет собственный бюджет. Таким образом, к бюджетам муниципальных образований правомерно относить городские, районные, поселенческие бюджеты.