Социальное инвестирование в России. Проблемы и специфика
Социальное инвестирование в России. Проблемы и специфика
Инвестиции как инструмент корпоративной социальной ответственности
Современное мировое сообщество обладает огромнейшим опытом многовековой практики ведения бизнеса. Как в девятнадцатом веке после появления крупных предприятий люди деловой среды стали задумываться о менеджменте и его огромной роли, так и сегодня появляется понятие корпоративной социальной ответственности. Конкретно в России данное понятие приобрело популярность сравнительно недавно, как и осознание необходимости проведения социальной политики внутреннего и внешнего направления.
Как известно, четкого и единственно правильного определения на сегодняшний день нет; эта сторона деятельности компаний еще только входит в обиход и тщательно изучается. Так, начиная с 2003 года, Ассоциация менеджеров России решила публиковать материалы этой тематики, выпустив книгу "Управление социальными программами компании" и предоставив "Отчет о социальных инвестициях" в 2004 году, в которых представлены основные аспекты этой проблемы.
Одним из инструментов реализации социальных программ компании является социальное инвестирование, практическая форма реализации корпоративной социальной ответственности. Социальное инвестирование - форма финансовой помощи, выделяемая компанией на реализацию долгосрочных и, как правило, партнерских социальных программ, направленных на снижение социального напряжения в регионах присутствия компании и повышение уровня жизни различных слоев общества. Возвратность средств не является обязательным условием [2,с. 42].
Многие исследователи отмечают, что сегодня большая часть представителей бизнеса путают социальное инвестирование с актом разовой благотворительности и спонсорства. Но это разные понятия.
Благотворительность - форма финансовой или натуральной адресной помощи, направленная на реализацию социальных программ компании. При этом благотворительность и спонсорство являются разовыми инструментами, а инвестиции предполагают долгосрочность, четкое планирование, организацию и управление данной формой социальных программ компании. Скорее, социальные инвестиции - это часть стратегии компании согласно ее миссии[2,c.105].
Величина и структура социальных инвестиций компаний зависит от соотношения трудоемкости и капиталоемкости производств, что подтверждает именно инвестиционный характер социальных вложений.
Преимущества и эффективность социального инвестирования
Социальное инвестирование - это часть стратегии компании; оно имеет преимущества, выгодные последствия для компаний. Скорее, это стиль деловой активности, принятый бизнесменами добровольно и оказывающий значимое влияние на процесс принятия ими стратегических и тактических решений по развитию бизнеса и учету интересов всех задействованных сторон.
Можно выделить следующие преимущества (или мотивы) социального инвестирования:
· Известность;
· Улучшение имиджа фирмы на местном и национальном уровне;
· Улучшение взаимоотношений с инвесторами, инвестиционная привлекательность компании;
· Ассоциирование с высококачественным или престижным мероприятием;
· Привлечение новых работников и удержание старых сотрудников. Осуществляется доступ к рынку рабочей силы, в том числе высокопрофессиональной;
· Укрепляются отношения с клиентами;
· Привлекаются новые партнеры;
· Налоговые льготы [2,c.37].
Оценка эффективности социальных инвестиций представляет собой объективное итоговое суждение о сопоставлении обусловленных ими выгод и затрат, которое имеет целью принятие инвестиционного решения об их осуществлении и финансового решения об их финансировании.
Показатели эффективности социального инвестирования:
· Социальный эффект - характеризует степень удовлетворенности населения качеством жизни;