Процедура, алгоритм разработки, принятия финансовых решений в коммерческих организациях
) Необходимого сочетания единоначалия и коллегиальности в управлении финансово-экономическими отношениями;
) обязательного обеспечения легитимности деятельности в процессе принимаемых решений с требованиями действующего законодательства, норм международного права, нормативных документов организации;
) необходимость коллективной подготовки проектов решений на многовариантной альтернативной основе;
) поддержания достаточного уровня конкурентной способности организации;
) непременной оценки оптимального сочетания предпринимательских рисков и эффективности Финансово-экономической деятельности;
) неукоснительного соблюдения режима конфиденциальности, сохранения коммерческой тайны.
Процедура разработки и реализации финансовых решений содержит следующие этапы: 1) подготовку решения;
) принятие решения;
) исполнения решения.
Подготовительный этап включает определенную последовательность действий менеджеров и специалистов, необходимых для разработки проектов решения по сбору, анализу необходимой информации, описанию ситуации, методов решения, формированию цели, задач, разработке альтернативных вариантов, критериев оценки эффективности, рисков принимаемого решения. Правильность и своевременность принимаемого решения зависит качества и результатов анализа финансово-экономической информации. По каждому варианту определяется перечень необходимых ресурсов, сроки реализации решения, результаты, эффективность, риски, ответственные исполнители.
Этап принятия решения включают систему действий связанных с выбором оптимального варианта финансового решения, его рассмотрения, документального оформления, утверждения. Процедура разработки, принятия финансовых решений является многоуровневой, иерархической и соответствует утвержденной организационной структуре управления, распределению функций, прав и обязанностей между руководителем структурных подразделений, отдельными работниками, и характеризуется уровнями значимости, ответственности за принимаемые решения:
) учредители, собственники организаций;
) руководитель организации;
) финансовый директор, гл. бухгалтер;
) начальник отделов, структурных подразделений;
) отдельные работники, специалисты в пределах их компетенции.
Все решения по вопросам, связанным с принятием разумных финансовых решений, согласно принципам управления, распределению, регламентации прав и обязанностей в организации, могут осуществляться:
во-первых, единолично руководителем организации,
во-вторых, коллегиальным органом управления;
в-третьих, руководителем организации и коллегиальным
управления.
Окончательное решение, как правило, остается за руководителем организации. Решения коллегиального органа управления оформляются протоколами. Решения руководителя организации оформляются приказами, распоряжениями, указаниями, обязательными для исполнения персона, которому они адресованы.
Финансовый директор, главный бухгалтер, руководители структур подразделений, начальники отделов, включая представительства, филиалы, дополнительные офисы, принимают решения на соответствующем уровне иерархии согласно предоставленным им полномочиям. Их решения оформляются распоряжениями, указаниями обязательными для исполнения соответствующими подчиненными.
Отдельные менеджеры и специалисты принимают финансовые решения в рамках действующего законодательства, нормативных документов организации, согласно полномочиям, предоставленным должностными инструкциями. Распорядительные, регламентирующие решение документы оформляются согласно правилам, стандартам документационного обеспечения делового общения.
Решения по наиболее сложным, ответственным направлениям финансово-экономической деятельности принимаются на основе предварительной их проработки менеджерами, специалистами организации, проведения обходимых Финансово-экономических расчетов, оценки рисков, эффективности принимаемых решений, проведения экспертизы, консультаций, согласования.
Процедура разработки, принятия финансовых решений формализуется. в виде алгоритма, который представляет определенную логическую последовательность наиболее общих, постоянно повторяющихся целенаправленных необходимых действий менеджеров и специалистов, связанных обеспечением оптимально эффективной финансовой деятельности организации.