Оценка внешней и внутренней среды инвестиционного проекта
В международной практике инвестирования принято полагать, что эффективными становятся только 3 из 5 инвестиционных проектов. Причина столь высокого уровня убыточных проектов кроется в наличии множества внешних и внутренних факторов инвестиционного проекта.
Макросреда обычно связана с политической и экономической ситуацией в стране в целом, но, хотя и оказывает влияние на бизнес, напрямую отношения к конкретному рынку не имеет. Макросреду можно проанализировать в четырех плоскостях: политико-правовая; экономическая; социальная; техническая.
Микросреда включает все факторы окружающего рынка, на которые мы имеем определенное влияние и которые в свою очередь непосредственно влияют на нашу компанию, и продукт в частности. Микросреду можно проанализировать по пяти основным факторам:
) Bargaining power (относительная сила в переговорах) потребителей, поставщиков и посредников;
) Costs (стоимость/затраты) рабочей силы, сырья, энергии и т.п.;
) Market (рынок) и его размер, динамика, стадия развития, привлекательность, барьеры для входа и т.п.;
) Competitors (конкуренты, включая непрямых): их число, позиции, стратегия и анализ сильных и слабых сторон;
) Customers (потребители): их типы, сегменты, ожидания и восприятие рынка.
Для анализа внешней среды бизнес-организации наиболее эффективен SWOT-анализ.
Таблица 3.10 - SWOT-анализ инвестиционного проекта ЗАО «Комэнергоресурс»
1 |
Увеличить объем сбыта продукции в 2 раза |
1 |
Высокий уровень спроса на продукцию |
2 |
Расширить сеть региональных дистрибьютеров |
2 |
Наличие собственной инновационной базы |
3 |
Существует рынок сбыта для портативных дизель-генераторных установок |
3 |
Поддержка на местном и региональном уровнях |
4 |
Возможно получить банковский кредит до 25 млн. руб. сроком на 3 года |
4 |
Благоприятный инвестиционный климат в регионе |
5 |
Возможно обеспечить приток новых клиентов |
5 |
Высокий авторитет компании на рынке |
6 |
Возможно представлять образцы продукции в других регионах РФ и странах СНГ | ||
2 |
Инфляция |
1 |
Сосредоточенность на поставках крупным потребителям |
3 |
Рост цен на комплектующие |
2 |
Слабая маркетинговая политика |
4 |
Переток кадров на другие предприятия |
3 |
Отсутствие стратегических партнеров в инновационной сфере |
5 |
Рост цен на энергоносители |
4 | |
Сбои в поставках комплектующих и материалов |
1 2