Многофакторная модель Дюпон анализа эффективности деятельности компании
Система финансового анализа Дюпон (The DuPont System of Analysis) в первую очередь исследует способность предприятия эффективно генерировать прибыль, реинвестировать ее, наращивать обороты.
Расщепление ключевых показателей на факторы (множители), их составляющие, позволяет определить и дать сравнительную характеристику основных причин, повлиявших на изменение того или иного показателя и определить темпы экономического роста компании. В литературе широко известна формула Дюпона - расщепление рентабельности капитала на произведение рентабельности оборота и оборачиваемости активов, причем каждый из факторов сам является содержательным финансовым показателем. Этот же подход применим и к анализу других ключевых показателей финансово- экономического состояния предприятия.
Ниже мы подробно рассмотрим ключевые коэффициенты, используемые в модели Дюпон:
Рентабельность продаж
Оборачиваемость чистых активов
Рентабельность чистых активов
Рентабельность собственного капитала
Показатель экономического роста компании
Средневзвешенная стоимость капитала.
Рентабельность продаж
(Profitability Ratio): способность генерировать прибыль от продаж.
Блок-схема рентабельности продаж
Рис. 2 - Прибыль до налогообложения
Объем продаж (Sales)
Данный показатель отражает только оперативную деятельность предприятия. Он не имеет ничего общего с финансовой деятельностью.
Средний уровень рентабельности продаж в разных отраслях разный, поэтому не существует какого-либо единого стандарта для данного показателя. Этот показатель является хорошим критериемдля сравнения состояния предприятия с отраслевымстандартом.
Это ключевой управленческий показатель. Онхорош для того, чтобы быстро увидеть, как каждый элемент данной блок-схемы влияет на рентабельность продаж.
Сами по себе все показатели имеют небольшое значение, но они могут быть полезными, чтобы сравнивать:
•Изменение их во времени;
•Фактические результаты с бюджетом;
•Бизнес единицы (Business Units) между собой.
Оборачиваемость чистых активов (Activity Ratio)
Данный показатель характеризует количество продаж, которое может быть сгенерировано данным количеством активов. Он показывает, насколько эффективно используются активы.
Объем продаж (Sales)
Чистые активы (Net Assets)
Он показывает, сколько раз в году суммарный капитал оборачивается внутри компании.
Рис. 3
Чтобы максимизировать этот показатель необходимо:
Минимизировать текущие или/и фиксированные активы;
Максимизировать текущие обязательства.
Для этого необходимо выработать комплекс решений, направленных на определение стратегии развития показателя;
Дебиторская задолженность: необходимо определить оптимальный уровень дебиторской задолженности и по возможности добиваться увеличения ее оборачиваемости.
Запасы: необходимо определить оптимальный уровень запасов, добиться увеличения оборачиваемости запасов.
Кредиторская задолженность: необходимо определить оптимальный уровень кредиторской задолженности, и, по возможности, стремиться к увеличению ее абсолютной величины и сроков погашения, что приведет к уменьшению чистых активов. Однако, при принятии решения относительно кредиторской задолженности нельзя забывать об ограничивающих факторах: