Анализ рентабельности коммерческой организации
Организация считается рентабельной, если доходы от продажи товаров покрывают издержки обращения и, кроме того, образуют сумму прибыли, достаточную для нормального функционирования организации.
Рентабельность более полно, чем прибыль, характеризует окончательные результаты хозяйствования, потому что ее величина показывает соотношение эффекта с наличными или используемыми ресурсами. Рентабельность применяют для оценки деятельности организации и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.
Оценка рентабельности организации позволяет специалистам выявить сильные и слабые стороны бизнеса еще до начала работы, еще на стадии идеи создания организации. Коммерческая деятельность любой торговой организации должна соотноситься с экономическим принципом, который в общем виде определяется достижением максимального результата при минимальных затратах, или, иными словами, эффективность финансово-хозяйственной деятельности должна оцениваться с точки зрения эффективности преобразования ресурсов в результаты.
Измерить и оценить меру реализации экономического принципа в организации позволяет анализ, проводимый с использованием ряда экономических показателей. При этом прибыль не может служить определяющим критерием для оценки эффективности деятельности торговой организации. Интерес представляет сравнение прибыли с другими показателями, то есть система показателей рентабельности, рассчитанных различными способами.
Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы организации в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, предпринимательской, инвестиционной), окупаемость затрат и т.д. Их используют для оценки динамики развития, в сравнительном анализе с показателями других организаций.
Рентабельность является одним из важнейших оценочных показателей финансово-хозяйственной деятельности организаций и отражает то, насколько эффективно организация использует свои средства в целях получения прибыли.
В настоящее время нет единого мнения в вопросах определения рентабельности, ее анализа и планирования. Отсутствует единая терминология, а методики расчета одних и тех же показателей различны. Отсюда возникают расхождения в определении экономической сущности того или иного показателя, что может привести к ошибочным выводам в аналитической работе. Однако, существующая разноплановость в определении рентабельности свидетельствует лишь об актуальности рассматриваемой темы.
Экономическая сущность предприятия может быть раскрыта только через характеристику системы показателей рентабельности. Общий смысл показателей рентабельности - это определение суммы прибыли с одного рубля вложенного капитала.
К основным показателям рентабельности относятся:
. Рентабельность всех активов (экономическая рентабельность)
Показывает сколько денежных единиц прибыли получено предприятием с единицы стоимости активов (1 руб.) не зависимо от источников привлечения средств.
Экономическая рентабельность может повышаться при неизменной рентабельности продаж и росте объема реализации, опережающем увеличении стоимости активов, т.е. при ускорении оборачиваемости активов и, наоборот, при неизменной ресурсоотдаче рентабельность активов может расти за счет роста рентабельности продаж.
9. Рентабельность собственного капитала
Для предприятий работающих на правах акционерных компаний, основным показателем оценки стоимостной, доходности вложенных капиталов принято считать отношение чистой прибыли предприятия к собственному капиталу.
Этот показатель играет важную роль при оценке уровня котировки акций конкретной акционерной компании на бирже.
1 2