Совершенствование механизма налогообложения НКО в РФ
Вступил в силу Закон «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ в части совершенствования налогообложения некоммерческих организаций и благотворительной деятельности», который предусматривает обширные налоговые преференции для некоммерческих организаций, выполняющих социально значимые услуги. Также получат налоговые льготы меценаты и бизнесмены, занимающиеся благотворительной деятельностью.
Как пишет «Российская газета» со ссылкой на председателя Комитета Госдумы по бюджету и налогам Ю.В. Васильева, закон предусматривает льготное налогообложение по налогу на прибыль в сумме доходов, перечисляемых налогоплательщиком в виде пожертвований. От НДС освобождаются услуги по социальному обслуживанию несовершеннолетних, граждан пожилого возраста, инвалидов, безнадзорных детей и иных лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации. Сюда же входят услуги по выявлению совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, по подбору и подготовке опекунов. В льготный список входят также проведение физкультурных, физкультурно-оздоровительных и спортивных занятий.
Помимо этого освобождается от НДС безвозмездное оказание услуг по производству и распространению социальной рекламы. Упоминание спонсоров в такой рекламе должно занимать не более 5% рекламной площади, а в теле- и кинопродукции должно длиться не более трех секунд и должно занимать не более 7% площади кадра. Освобождается от НДС также ввоз на территорию РФ незарегистрированных лекарственных средств, предназначенных для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям конкретных пациентов, и гемопоэтических стволовых клеток и костного мозга для трансплантации.
Без налоговых вычетов будут производиться выплаты добровольцам в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является безвозмездное выполнение работ и оказание услуг.
Реформирование системы налогообложения некоммерческих организаций должно иметь комплексный характер, который позволял бы решать одновременно если не все, то хотя бы многие из перечисленных проблем.
Главная задача реформирования видится в поиске тонкой грани между учетом особенностей экономического положения НКО и предотвращением злоупотреблений некоммерческим статусом. Если такая золотая середина будет найдена, некоммерческий сектор сможет играть по-настоящему значительную роль в развитии всего общества.
Заключение
Некоммерческие организации могут быть созданы в форме учреждений, кооперативов, некоммерческих партнерств, детских, молодежных, культурно-просветительских, спортивных, религиозных организаций, общественных объединений и ассоциаций, благотворительных фондов и в прочих формах, предусмотренных ГК РФ и действующим законодательством. Они создаются и для осуществления социальных, образовательных, благотворительных, религиозных и т. п. задач, при этом являются полноценными субъектами налогового права, то есть в полной мере несут ответственность по исчислению и уплате налогов.
В России налоговые поступления от некоммерческих организаций не играют существенной роли в доходных источниках бюджета и роль некоммерческих организаций в развитии экономики и социальной сфере невелика, что в большей части является причиной несовершенства правового регулирования их деятельности и, прежде всего нелогичными и трудновыполнимыми правилами налогообложения.
Среди проблем, вызывающих наибольшее беспокойство некоммерческих организаций, - признание доходом целого ряда безвозмездных поступлений в некоммерческие организации; признание объектом налогообложения НДС безвозмездной передачи имущества, безвозмездного оказания услуг; необходимость взимания налога на доходы физических лиц с клиентов, получающих социальную помощь; узкое понимание понятия «благотворительная деятельность» и многие другие. Решить, эти проблемы можно только усовершенствовав законодательство, путем как локальных (точечных), так и координальных (системных) изменений. Посредством локальных изменений, т.е. внесением поправок в отдельные статьи Налогового кодекса Российской Федерации, можно повысить доступность средств, привлекаемых НКО для предоставления социально значимых благ. А системные изменения, подразумевают введение специального налогового режима для НКО, который будет учитывать экономическую и организационную специфику некоммерческого сектора и благотворительности. Для внесения системных изменений необходима хорошая теоретическая база и анализ, как действующей системы налогообложения, так и международного опыта налогообложения НКО, чего на сегодняшний день в России нет.
1 2