Анализ налоговой системы России на современном этапе развития и пути ее совершенствования
Правительство РФ планирует в 2012 г. уровень налоговой нагрузки на экономику, которая включает налоговые поступления и таможенные платежи, снизить до 34% ВВП. Большое значение правительство придает принятию Госдумой поправок в НК РФ о расширении возможности перехода к упрощенной патентной системе налогообложения с 2012 г.
Действующий в настоящий время НК РФ устанавливает перечень видов деятельности, по которым индивидуальный предприниматель может выбрать упрощенную патентную систему налогообложения.
Поправки в НК РФ предусматривают при переходе на упрощенную патентную систему в 2012 г. значительное расширение сфер деятельности, возможность привлечения наемных работников до 10 человек и ограничение дохода от реализации 60-ю миллионами рублей за налоговый период. Более широкое применение патентной системы даст возможность значительно сократить отчетность для малого бизнеса, т. к. индивидуальный предприниматель на патентной системе налогообложения обязан вести только книгу доходов и освобождается от сдачи налоговой декларации. Начиная с 2013 г. возможность перехода на упрощенный патентный налог постепенно будет предоставляться и плательщики ЕНВД.
Госдума рассматривает закон об освобождении в 2012 г. от уплаты транспортного налога родителей и попечителей трех и более детей.
Плательщикам налога на имущество физических лиц, получившие налоговое уведомление в 2011 г., должны уплатить этот налог до 1 ноября 2012 г.
Единый налог на недвижимость в 2012 году будет вводиться только в пилотном режиме в 12 регионах, которые подготовят кадастровый учет недвижимости. В остальных районах эта работа будет продолжена до 2013-2014 г.г. планируется не повышать налоговое бремя на население. Поэтому налог на недвижимость будет рассчитываться в размере 0,01% от кадастровой стоимости недвижимости.
В среднесрочной перспективе будет проведено дальнейшее реформирование налоговой системы России, направленное на модернизацию российской экономики и обеспечение необходимого уровня доходов бюджетной системы.
Налоговый механизм является наиболее действенным и эффективным рычагом государственного регулирования. От того, насколько эффективной будет налоговая система государства, зависит и эффективность функционирования страны и народного хозяйства в целом.
Приложение
1
Структура налоговой системы РФ
Рис.
Приложение
2
Классификация налогов согласно Налоговому кодексу
Схема.
Приложение 3
Таблица. Удельный вес налоговых поступлений в различных странах по отношению к ВВП (в процентах)
Страна |
Для налогов и обязательных платежей |
Для налогов без обязательных платежей |
Австрия |
45,5 |
29,9 |
Бельгия |
46,4 |
31,1 |
Великобритания |
33,9 |
27,7 |
Германия |
42,9 |
23,1 |
Дания |
52,8 |
49,7 |
Испания |
35,5 |
21,7 |
Италия |
42,9 |
27,4 |
Канада |
36,3 |
31,0 |
Нидерланды |
44,8 |
26,6 |
США |
31,8 |
22,7 |
Франция |
46,3 |
24,9 |
Швеция |
54,2 |
38,1 |
Япония |
28,6 |
18,2 |
Россия |
30,7 |
22,1 |