Функции налогов
В данной главе необходимо рассмотреть основные функции налогов, которые являются основой осуществления налогового регулирования. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов юридических и физических лиц.
. Первой и наиболее последовательно реализуемой функцией налогов выступает фискальная или бюджетная функция. С ее помощью формируются государственные денежные фонды и создаются материальные условия для нормального функционирования государства. Именно фискальная функция создает реальные возможности для перераспределения части стоимости национального дохода между различными классами и социальными группами, предприятиями и организациями, а также отраслями народного хозяйства.
. Распределительная или социальная функция налогообложения заключается в перераспределении общественных доходов (происходит передача средств в пользу более слабых и незащищенных категорий граждан за счёт возложения налогового бремени на более сильные категории населения).
. Регулирующая функция налогообложения направлена на достижение посредством налоговых механизмов тех или иных задач экономической политики государства. С помощью налоговых методов можно стимулировать развитие отдельных отраслей и регионов, добиваться желаемых изменений в структур производства, его размещении. По мнению выдающегося английского экономиста Джона Кейнса, налоги существуют в обществе исключительно для регулирования экономических отношений.
. Контрольная функция налогообложения дает возможность государству владеть информацией об истинном финансовом положении страны, о финансово-хозяйственной деятельности организаций, об источниках доходов юридических и физических лиц. Точное знание о состоянии экономики позволяет вносить своевременные изменения в бюджетную и налоговую политику.
Иногда в качестве отдельной функции налогов выделяют поощрительную, осуществляемую через установление налоговых льгот. Но, на наш взгляд, ее можно не выделять в качестве самостоятельной функции, поскольку она поглощается социальной и регулирующей функциями налогов.
В настоящий момент необходимо отметить, что регулирующая функция налогов направлена, прежде всего, на достижение посредством налоговых механизмов тех или иных задач финансово-экономической политики государства.
Анализируя этот аспект налоговых отношений, представляется целесообразным выделить стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную подфункции налогообложения.
Стимулирующая подфункция налогообложения направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов. Она осуществляется через систему льгот и освобождений. Нынешняя система налогообложения предоставляет широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность, и т. д.
Дестимулирующая подфункция налогообложения заключается в установлении через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов. Это проявляется через введение повышенных ставок налогов (например, для казино установлена ставка налога на прибыль в размере 90 %), установлении налога на вывоз капитала, повышенных таможенных пошлин, налога на имущество, акцизов и др. Таким образом, дестимулирование импорта путем установления повышенных пошлин также влечет резкое сокращение ввоза тех или иных товаров.
Создание непомерного налогового бремени практически всегда влечет спад производства в связи с потерей его эффективности. Так, непомерный налоговый гнет российского крестьянства в 30-х годах привел к его ликвидации за несколько лет.
Последней из подфункций следует назвать воспроизводственную подфункцию, которая предназначена для накопления средств, необходимых для восстановления используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду и т. д.
Перечисленные функции налога тесно связаны между собой. Однако на практике фискальная функция налога всегда реальна, а регулирующая функция может существовать номинально или быть деформирована. Поэтому поиск оптимального соотношения налоговых функций ведется непрерывно, так как их относительное равновесие позволяет сформировать бюджет, не ущемляя экономических интересов налогоплательщиков.
Налог в современных условиях устанавливается для получения бюджетного дохода, поэтому воздействие на поведение налогоплательщика с целью добиться какого-либо результата не может быть основной целью налога. Однако если какие-либо налоговые платежи начинает выполнять регулирующие функции, не преследуя финансовой цели, то они перестают выступать налогами в строгом смысле слова.
2. Налоговое регулирование