Нормативные акты, регулирующие деятельность субъектов малого предпринимательства
Невнимание законодателя к вопросам соотношения Закона №209-ФЗ и иных нормативно-правовых актов отрицательно влияет на систему нормативного регулирования малых форм предпринимательской деятельности и приводит не к взаимодействию, а к соперничеству уполномоченных государством органов и носителей деловой активности. Это означает, что содержащиеся в том или ином нормативно-правовом акте положения о субъектах малого предпринимательства должны строго соответствовать букве и духу Закона, смысловому содержанию этого базового нормативного источника, его основным целям, задачам, принципам, предмету. Магистратура на англии studinter.ru.
В случае расхождения норм, содержащихся в законах или иных нормативно-правовых актах одинаковой юридической силы, приоритет имеет тот закон, который принят позднее изданного акта. Однако, кроме этого, действуют и другие принципы, которые нередко сталкиваются или пересекаются с ним.
В части спорных вопросов соответствия норм НК РФ и положений Закона №209-ФЗ, регулирующих налоговые правоотношения субъектов малого предпринимательства, следует руководствоваться п. 1 ст. 1 НК РФ, согласно которому законодательство РФ о налогах и сборах состоит из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. Следовательно, Закон №209-ФЗ не относится к законодательству о налогах и сборах и не может регулировать налоговые правоотношения.
Ситуация осложняется возникающими коллизиями регионального и федерального законодательства, регулирующего единый налог на вмененный доход, что может повлечь весьма неблагоприятные последствия для субъектов малого предпринимательства.
В соответствии со ст. 18 НК РФ специальные налоговые режимы, к которым, в частности, относится система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, устанавливаются НК РФ и применяются в случаях и порядке, которые предусмотрены НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах.
Согласно п. 1 ст. 346.26 НК РФ система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности устанавливается НК РФ, вводится в действие законами субъектов РФ, (а с 1 января 2006 г. - нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в соответствии с Законом от 29 июля 2004 г. №95-ФЗ) и применяется наряду с общим режимом налогообложения.
С 1 января 2006 г. вступили в силу изменения, согласно которым законами субъектов РФ определяются:
виды предпринимательской деятельности, в отношении которых вводится единый налог, в пределах перечня, установленного п. 2 ст. 346.26 НК РФ (согласно Федеральному закону от 18 июня 2005 г. №63-ФЗ);
значения коэффициента К2, указанного в ст. 346.27 НК РФ, или значения данного коэффициента, учитывающие особенности ведения предпринимательской деятельности согласно Федеральному закону от 21 июля 2005 г. №101-ФЗ.
Список указанных полномочий представительных органов власти субъекта Российской Федерации является закрытым и расширительному толкованию не подлежит.
В соответствии с п. 3 ст. 56 НК РФ льготы по федеральным налогам и сборам устанавливаются и отменяются НК РФ, льготы же по региональным налогам - НК РФ или законами субъектов РФ о налогах.
Действовавший до 1 января 2005 г. п. 2 ст. 9 Закона №88-ФЗ также учреждал право устанавливать льготы по налогообложению субъектов малого предпринимательства законами Российской Федерации и законами субъектов РФ.
Между тем согласно ст. ст. 13 - 15 НК РФ система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход не причислена ни к федеральным, ни к региональным, ни к местным налогам.
При этом в соответствии с п. 3 ст. 12 НК РФ налоговые льготы, основания и порядок их применения могут устанавливаться законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ. В соответствии с п. 7 ст. 12 НК РФ специальные налоговые режимы, а также порядок введения их в действие и применения устанавливаются НК РФ.
Кроме того, в главе 26.3 НК РФ нет упоминания о возможности получения льгот плательщиками единого налога на вмененный доход.
Согласно ст. 346.27 НК РФ коэффициент базовой доходности учитывает совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности, в том числе ассортимент товаров (работ, услуг), сезонность, время работы, величину доходов, особенности места ведения предпринимательской деятельности, площадь информационного поля световых и электронных табло, площадь информационного поля печатной или полиграфической наружной рекламы и иные особенности. Таким образом, в отношении субъектов малого предпринимательства могут быть предусмотрены новые, меньшие по сравнению с общеустановленными значения коэффициента К2 для всех видов деятельности, подлежащих обложению единым налогом и осуществляемых организациями или индивидуальными предпринимателями, которые соответствуют критериям Закона №209-ФЗ.
1 2