Установление критериев отнесения к малым предприятиям
До недавнего времени получение статуса малого предприятия предоставляло весьма существенные экономические преимущества, так как и налоговые отношения субъектов малого предпринимательства с бюджетом регулировались особо.
Однако п. 25 ст. 156 Федерального закона от 22 августа 2004 г. №122-ФЗ (далее - Закон №122-ФЗ) был признан утратившим силу ряд статей ранее действовавшего Федерального закона от 14 июня 1995 г. №88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (далее - Закон №88-ФЗ). Признаны утратившими силу статьи, регулировавшие следующие вопросы, не учтенные в Законе №209-ФЗ.
Порядок создания и использования фондов поддержки малого предпринимательства. В дальнейшем деятельность подобных фондов не предполагается. Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства был ликвидирован Постановлением Правительства РФ от 2 марта 2005 г. №106.
Особый порядок налогообложения субъектов малого предпринимательства. Для того чтобы отмена норм ст. 9 Закона №88-ФЗ получила практическое продолжение, необходимо было внести изменения в ряд глав НК РФ. Вместе с тем п. 1 ст. 9 Закона №88-ФЗ была продублирована и уточнена (применительно к конкретной ситуации) конституционная норма: «В случае если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации». Эта норма теперь также отменена.
Пунктом 1.3 Инструкции по заполнению декларации по налогу на прибыль организаций установлено, что такие налогоплательщики при изменении ставки налога (фактически в 2005 г. изменение может быть только с 50 до 100% действующей ставки налога) в течение налогового периода должны представлять отдельно листы 02 декларации за периоды:
от начала налогового периода до даты изменения ставки налога;
от даты изменения ставки налога до конца отчетного (налогового) периода с заполнением строк с 010 по 280.
Вместе с тем за каждый отчетный (налоговый) период в состав декларации входит лист 02 с заполнением всех строк. При этом не уточняется, каким образом следует производить расчет налога на прибыль, подпадающего под действие льготы. Наиболее безопасным (с точки зрения возможных разногласий с налоговыми органами) представляется расчет исходя из общей суммы прибыли, полученной за отчетный период, в котором право на льготу было утрачено, и количества календарных дней с начала периода до даты прекращения права на льготу.
Порядок начисления ускоренной амортизации. Механизм ускоренной амортизации фактически был отменен в 2002 г. - с введением в действие главы 25 НК РФ, которой подобная мера поддержки субъектов малого предпринимательства не предусматривалась. Данная льгота не считалась непосредственно налоговой льготой и, следовательно, могла быть отменена без нарушения норм ст. 5 НК РФ. Что же касается общего конституционного требования о недопустимости принятия законов, ухудшающих положение граждан, то пример Закона №122-ФЗ наглядно продемонстрировал, что практическое содержание данной нормы весьма неопределенно - ухудшением может считаться такое положение дел, когда взамен отмененной льготы (или иной преференции) не предлагается ничего взамен. А НК РФ предоставил другие возможности оптимизации и минимизации налогообложения (например, специальные налоговые режимы).
Таким образом, отмена механизма начисления ускоренной амортизации представляла собой техническую правку, целью которой являлось приведение положений Закона №88-ФЗ в соответствие с требованиями других законодательных актов.
Порядок применения льгот малыми предприятиями, зарегистрированными до введения в действие Закона №88-ФЗ.
Однако в Законе №209-ФЗ, действующем на настоящее время, ни одна из льгот, установленных ст. ст. 11, 13 и 16 Закона №88-ФЗ, не сохранена.
1 2