Налоговая система Республики Беларусь и её характеристика
на должностных лиц предприятий, виновных в занижении, сокрытии прибыли (дохода) или неучтении (сокрытии) иных объектов обложения налогами либо других обязательных платежей в бюджет; неполном, несвоевременном перечислении удержанных сумм в бюджет, а также в отсутствии бухгалтерского учета или ведении его с нарушением установленного порядка, в несвоевременном представлении бухгалтерских отчетов, балансов, налоговых расчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет, - в размере от двух- до пятикратной месячной минимальной заработной платы;
на руководителей и других должностных лиц предприятий, а также физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, не выполняющих требований должностных лиц государственных налоговых инспекций, вытекающих из настоящего Закона, - в размере от одно- до пятикратной месячной минимальной заработной платы.
Контроль за правильностью применения законодательства о налогах осуществляется государственными налоговыми органами Республики Беларусь.
За разглашение коммерческой тайны и другие неправомерные действия, должностные лица государственной налоговой инспекции несут ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Жалобы на действия должностных лиц налоговых органов, допущенные ими при взимании налогов, неналоговых платежей в бюджет и финансовых санкций, подаются в тот орган, которому эти лица непосредственно подчинены. Жалобы рассматриваются, и решения по ним выносятся не позднее 30-дневного срока с момента их поступления.
Решения по жалобам могут быть обжалованы в месячный срок в вышестоящий налоговый орган или в суд по месту нахождения плательщика налога.
Обжалование действий должностных лиц налоговых органов, связанных с наложением административного взыскания, производится в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Подача жалобы не приостанавливает взыскания налогов, неналоговых платежей и финансовых санкций в бюджет. Орган, рассматривающий жалобы, имеет право приостановить взимание причитающейся суммы налога, неналоговых платежей и финансовых санкций в бюджет до разрешения жалобы [6, c. 51-60].
Таким образом, налогообложение представляет собой сложное и многогранное социально-правовое явление, уходящее своими корнями в глубокую древность и зародившееся с появлением человека.
По мере развития общества налоговые формы изменялись, приближаясь к их современному содержанию, однако, неизменным остался смысл налога.
Современная наука трактует налог, как категорию, опосредствующую процесс перераспределения доходов в государственный бюджет.
Сущность налогов как экономической категории проявляется в их функциях. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов юридических и физических лиц.
Классификация налогов - это группировка налогов по различным признакам. Она важна для организации рационального управления налогообложением. Группирование налогов необходимо как для упрощения
налоговых расчетов, составления отчетности с использованием машинной обработки данных, так и для проведения научно-практических исследований.
Пользуясь классификацией, можно определить роль каждого налога и налоговой группы по отношению к республиканскому и местным бюджетам, к финансовому состоянию, как налогоплательщиков, так и государства. Это облегчает систематизацию учета налогов и налоговых групп, введение на этой основе классификационных кодификаторов и идентификационных номеров налогоплательщиков.
Налоговая система государства - это совокупность налогов, пошлин и сборов, установленных на его территории и взимаемых с целью создания централизованного общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания.
Налоговая система любого государства создается сообразно общественно-политическому устройству общества, типу государства, его задачам, принятым конечным целям и проводимой экономической политике. При построении налоговой системы особо важен выбор видов налогов, методов и способов их взимания, обеспечения стабильности системы
Бесперебойное финансирование предусмотренных бюджетами мероприятий требует систематического пополнения финансовых ресурсов на республиканском и местном уровнях. Это достигается в основном за счет уплаты юридическими и физическими лицами налогов и других обязательных платежей. В соответствии с действующим налоговым законодательством и другими нормативными актами плательщики обязаны уплачивать указанные платежи в установленных размерах и в определенные сроки. На налоговые поступления в структуре доходной части бюджета приходится, как правило, около 90 %.