Социально - экономическая сущность налогов и принципы налогообложения
Налоги возникли на заре человеческой цивилизации. Они стали необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства неизбежно сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном обществе налоги - основная форма доходов государства. Кроме этой, сугубо фискальной, функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно - технического прогресса.
Понятие «налог» уходит своими корнями в глубь веков. Первые упоминания о налогах мы находим в философских трактатах античных мыслителей. Философы видели в налоге общественно необходимое и мощное явление, несмотря на то что известные им налоговые формы были варварскими: использование труда рабов, военные трофеи жертвоприношение и др. По мере общественного развития налоговые формы постепенно изменялись, приближаясь к их современному содержанию. Неизменным оставался глубокий смысл понятия «налог» - опосредствовать процесс обобществления необходимой для общества части индивидуальных доходов (богатств) [1 с.15].
Есть различные точки зрения по поводу определения понятия «налог». Например, такие авторы, как Н.Е. Заяц, Т.Е. Бондарь, В.Ф. Тарасова, определяют только экономическую сущность налогов, вытекающую из сущности финансов: «налоги являются средством и источником образования централизованного фонда финансовых ресурсов государства». И.А. Майбуров же, например, дает определение социально-экономической сущности финансов, неразрывно связывая интересы государства и общества.
Современное налоговое законодательство трактует понятия «налог» и другие платежи исключительно как средство, обеспечивающее доход бюджета. В результате налоги подгоняются под существующую величину государственных расходов без учёта реальных возможностей воспроизводства и общественных потребностей. Налог, опосредуя экономические отношения между государством и плательщиками, призван не только обеспечивать доходы государства, но и регулировать, воспроизводить, стимулировать экономику в целом. К сожалению, нередко фискальная функция налогов превалирует над другими его функциями, что приводит к расстройству и стагнации экономики. Налог должен способствовать достижению равновесия между общественными, корпоративными и личными интересами и тем самым обеспечивать общественный прогресс.
Понятие налоговой системы проявляется с развитием и конкретизацией понятия налогов. Налоги можно рассматривать как финансовые отношения налогоплательщиков с бюджетом по поводу формирования централизованных фондов финансовых ресурсов и их концентрации в госбюджете и во внебюджетных фондах; налоговая система развивает и конкретизирует этот процесс, определяя задачи, формы, методы и принципы.
Под налоговой системой понимается совокупность налогов, пошлин и сборов, установленных государством и взимаемых с целью создания централизованного общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания.
Необходимость налогов вытекает из функций и задач государства (политических, экономических, внешнеэкономических, оборонных, социальных и др.) выполнение которых требует средств. Кроме налогов у государства нет иных методов мобилизации средств. Для покрытия расходов оно может использовать государственные займы, но их необходимо возвращать и уплачивать проценты, что также требует дополнительных расходов по их обслуживанию. При особых обстоятельствах государство прибегает к выпуску денег в обращение. Однако это чревато тяжелыми экономическими последствиями для страны - инфляцией. Таким образом, на долю налогов, являющихся важнейшим средством формирования финансовых ресурсов государства, приходится 80-90 % всех бюджетных поступлений (в развитых странах) [1 с. 34].
Что касается сущности налогов, то она связана с тем, что государство, выражая интересы общества в различных сферах деятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику. При этом для государственного регулирования социально-экономических процессов в качестве средства взаимодействия используется финансово-бюджетный механизм и его составная часть - налоги. Из определения налогов вытекает, что им присущ обязательный и принудительный характер изъятия платежей в бюджет. Именно устойчивость делает налоги основой государственных доходов, позволяет с их помощью покрывать общественные потребности.
Налоговедение, постигая экономические закономерности, определяет организационно-правовые принципы функционирования налоговой системы, формирует конкретные методики исчисления отдельных налоговых платежей.
Весь комплекс принципиальных положений для системы налогообложения разграничивается на две подсистемы:
подсистема, построенная на основе классических, или межнациональных, принципов, если налоговая система строится на основе их использования, то ее можно считать оптимальной;