Анализ поступления НДС в государственный бюджет Республики Казахстан
Несмотря на осуществляемые меры по совершенствованию бюджетно-налогового законодательства и усилению налогового администрирования, многие проблемы до сих пор не решены.
В республике нормативно-методическое обеспечение возврата НДС по оборотам, облагаемым по нулевой ставке, осуществляется не на должном уровне и не обеспечивает в отдельных случаях своевременное и обоснованное возмещение НДС. Не разработаны и не утверждены порядок назначения проверки поставщика-плательщика НДС и методика возмещения НДС по услугам международных перевозок. В результате отсутствия данной методики по состоянию на 1 апреля 2006 года в Налоговом комитете города Астаны находятся заявления, представленные АО «НК «Казахстан темір жолы» на возврат НДС на сумму 13,2 млрд. тенге. Таким образом, неисполнение требований налогового законодательства, а именно - принятие методики в случае разового возмещения указанной суммы, по мнению Счетного комитета, может привести к увеличению нагрузки на республиканский бюджет [6. http://www.minfin.gov.kz].
Принятие совместного приказа, утвердившего Правила взаимодействия органов налоговой службы, прокуратуры, таможенных органов и органов финансовой полиции по противодействию неправомерному возврату налога на добавленную стоимость при проведении налоговых проверок по оборотам, облагаемых по нулевой ставке в таможенном режиме экспорта товаров, усилив контроль в вопросах предотвращения необоснованного возврата НДС, одновременно создало условия затягивания процедуры возврата НДС. Это обстоятельство приводит к систематическим нарушениям налогового законодательства по сроку возврата НДС. Так, например, по причине отсутствия заключений указанных в совместном приказе органов по проверке ЗАО «НИК Казатомпром», по истечении 5 месяцев возврат НДС из бюджета в размере 1,1 млрд. тенге все еще не произведен.
Так, контролем Счетного комитета также установлено, что в налоговом комитете г. Алматы в 2011 году доля своевременно проверенных зарегистрированных заявлений, по которым возвращен НДС, составила 37% от их общего числа, а в 2010 году - только 17,0 процента [6. http://www.minfin.gov.kz].
В отдельных случаях не выполняются нормы пункта 1 Статьи 252 Налогового кодекса, согласно которой возврат НДС должен проводиться в течение 60 рабочих дней, в то время как фактические сроки возврата достигают 180 и более дней. В результате с каждым годом увеличиваются суммы возмещения НДС на начало следующего финансового года.
В результате отсутствия качественного мониторинга в течение года происходит неравномерное возмещение сумм НДС из республиканского бюджета. Так, в среднем ежемесячно до декабря 2010 года сумма возмещения составляла 5,9 млрд. тенге. В декабре 2010 года суммы возмещения НДС составили более 26 млрд. тенге или 29,0% от всей возмещенной суммы за 2010 год. Это, в определенной мере повлияло, на увеличение денежной массы и на уровень инфляции в январе 2006 года, а также на уменьшение доходной части республиканского бюджета за 2010 год [6. http://www.minfin.gov.kz].
Закрепленная в Налоговом кодексе норма, согласно которой для отнесения в зачет сумм НДС достаточно наличия счета-фактуры и соблюдения условия, что получатель товаров (работ, услуг) является плательщиком НДС, по мнению Счетного комитета, недостаточная для возмещения из республиканского бюджета заявленных к возврату сумм НДС. В результате, данная норма позволяет использовать схемы уклонения от уплаты налоговых и других платежей путем создания фирм «однодневок» из-за отсутствия нормативно закрепленной ответственности за принятие в зачет фиктивного счета-фактуры. Отдельным крупным предприятиям, использующим фиктивные счета-фактуры фирм «однодневок» необоснованно возвращаются суммы НДС из республиканского бюджета [7 c. 183-185].
Проведенный анализ показывает, что широкое распространение получили схемы, связанные с получением возмещения сумм НДС, оплаченного налогоплательщиками поставщикам товароматериальных ценностей, без уплаты последними сумм налога в бюджет.
По итогам проверок Счетным комитетом еще в 2010 году было указано на несовершенство законодательства в области возмещения НДС и указывалась на необходимость разработки и утверждения методики возврата НДС по «нулевой ставке» по международным перевозкам.
По итогам проверки Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета не в полной мере выполнялась Статья 6 Закона РК «О республиканском бюджете за 2010 год», также как и в 2011 году.
Поступления НДС от акционерных обществ - национальных компаний исполнены в сумме 5,2 млрд. тенге, (с учетом сумм возмещения из республиканского бюджета НДС по «нулевой ставке» в размере 8,3 млрд. тенге.) или меньше на 448,4 млн. тенге от утвержденного показателя [6. http://www.minfin.gov.kz].