Налог на глаза
По части изобретения налогов с Петром и его «прибытчиками» мало кто может равняться. Иногда они были с виду совершенно дикими, вроде налогов на бороды, лапти, бани, выращивание огурцов.Смысл - за консерватизм, за бедность, за любовь к чистоте, за инновации в огородничестве.
Экзотичен, хотя и несколько более осмыслен налог на цвет глаз, введенный при Петре в Башкирии в начале 18 века.
За черные и карие глаза там платили 2 алтына, за серые глаза приходилось платить 7 алтын, за зелёные и голубые по 10 и 13 соответственно. Суммы эти очень велики: 13 алтын - это 39 копеек, для сравнения подушная подать с крепостного, введенная примерно на 20 лет позже, когда рубль подешевел почти вдвое, составляла 74 копейки. То есть это мера, сравнимая с годовым подушным обложением.
В «Новых Известиях» журналистка Альмира Кожахметова переврала эту меру так:» Во времена Петра I царские чиновники, увлеченные сбором податей, ввели в Уфе ряд новых налогов, в том числе и самый экзотический - налог на карие глаза. Такой цвет глаз был почти у всех местных жителей, и потому чиновники решили, что собираться он будет исправно. Что и происходило какое-то время, пока возмущение башкир не вылилось в бунты, и налог отменили».
Не был это «генетический» налог направлен против башкир, которые, будучи в основном черноглазыми или кареглазыми, облагались по низшей ставке налога.
По сути своей это расовый налог, направленный против притока русских крестьян и колонизации ими плодородных земель, очень негусто населяемых кочевниками-башкирами в пределах, намного более широких, чем современная Башкирия. Современная Челябинская область, южный Урал, значительная часть Приуралья были в конце концов освоены этими крестьянами и стали промышленным и аграрным регионом. Процесс этот продолжался весь 18 и 19 век.
Другое дело, что такой налог, по сути своей дискриминационный, антирусский, а в конце концов втягивающий и башкир в плату за собственные расовые признаки.
Этакая справедливость по Петру: наказать русских за бегство на окраины, а заодно заработать немного и на башкирах. [1]
Заключение
Современная цивилизованная общественная система в качестве основополагающего источника формирования доходов государства определила налоги. Это вызвано не только возможностью через налоговые отношения соблюдать фискальные интересы государства, но и с помощью эффективной налоговой политики регулировать общественное воспроизводство, воздействовать на научно-технический прогресс, приток инвестиций и деловую активность. Объективная причина возникновения налогов заключается в необходимости перераспределения части доходов для удовлетворения общегосударственных потребностей. А практическая реализация форм и методов сущности налоговых отношений формирует налоговую систему государства. Налоги, приведенные в данной работе, не имели объективной причины их возникновения и поэтому изжили себя и не смогли занять устойчивые позиции в налоговой системе.