Оценка основных факторов, определяющих формирование структуры капитала
Практика показывает, что не существует единых рецептов эффективного соотношения собственного и заёмного капитала, но существует ряд объективных и субъективных факторов, учет которых позволяет целенаправленно формировать структуру капитала, обеспечивая условия наиболее эффективного его использования на каждом конкретном предприятии[4]. Представим эти факторы в виде таблицы:
Таблица 2.11 - Факторы, определяющие формирование структуры капитала
Факторы, определяющие формирование структуры капитала |
Характеристика предприятия |
1. Сфера деятельности компании. Характер этих особенностей определяет структуру активов предприятии, их ликвидность, продолжительность операционного цикла. Чем ниже этот период, тем в большей степени может быть использован заемный капитал. |
Сферой деятельности исследуемой организации является строительство жилых объектов, строительные услуги. Спрос на эти виды деятельности зачастую превышает предложение, поэтому существует перспектива дальнейшей успешной работы фирмы и её развития. Продолжительность операционного цикла невелика, поэтому может быть использован заёмный капитал. |
2. Стадия развития компании. Каждая компания в процессе своего развития проходит фазы интенсивного роста, стабильного положения на рынке и спада объема продаж. От того, на каком из этапов развития находится компания, зависит структура капитала. |
На современном этапе исследуемое предприятие находится на стадии спада и кризисного положения. О данном положении фирмы свидетельствуют показатели рентабельности и финансовой устойчивости. Более значимой становится не структура капитала как таковая, а тенденции изменения финансового портфеля и будущие показатели, рассчитанные на основе плана выхода из кризиса (диверсификация бизнеса). |
3. Конъюнктура товарного рынка. Чем стабильней конъюнктура рынка, тем стабильней спрос на продукцию предприятия. |
Рынок строительства можно назвать достаточно стабильным. Рост предложения на этом рынке сопровождается постоянным ростом спроса. Это и служит стимулом для привлечения заемного капитала. рынку |
4. Конъюнктура финансового рынка. От этого фактора зависит стоимость заёмного капитала. |
В настоящее время финансовый рынок представлен большим количеством банковских и кредитных организаций. Их подходы к кредитованию индивидуальны по отношению к каждой отдельной организации. Финансовое состояние исследуемой организации можно оценить как среднеустойчивое, это может создать благоприятную среду для привлечения заёмных средств. |
5. Отношение кредиторов к предприятию. Как правило, кредиторы при оценке кредитного рейтинга предприятия руководствуются своими критериями, не совпадающими иногда с критериями оценки собственной кредитоспособности предприятием. |
У предприятия низкие показатели рентабельности, низкие показатели финансовой устойчивости, это позволяет оценить его кредитоспособность как плохую. |
6. Уровень налогообложения прибыли. В условиях низких ставок налога на прибыль или использования предприятием налоговых льгот по прибыли, разница в стоимости собственного и заемного капитала, привлекаемого из внешних источников, снижается. |
Если предприятие будет использовать долгосрочный заемный капитал, то у него появится возможность уменьшить налогооблагаемую базу. |
7. Финансовый менталитет собственников и менеджеров предприятия. Неприятие высоких уровней рисков формирует консервативный подход собственников и менеджеров к финансированию развития предприятия, при котором его основу составляет собственный капитал. |
Как было показано ранее, фирма придерживается агрессивного подхода в развитии предприятия. Об этом свидетельствует то, что удельный вес текущих активов в общей сумме активов очень высок. Агрессивная политика снимает с повестки дня вопрос возрастания риска технической неплатежеспособности, но не может обеспечить повышенную экономическую рентабельность активов. |
1 2