Финансирование обязательного медицинского страхования
Концепция развития системы здравоохранения в РФ до 2020 года определяет, что целью развития здравоохранения является "повышение качества и доступности медицинской помощи, гарантированной населению РФ, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи". Основной целью государственной политики в области здравоохранения на период до 2020 года является формирование системы, обеспечивающей доступность медицинской помощи и повышение ее эффективности. В качестве важнейшей задачи Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года предусматривает модернизацию системы обязательного медицинского страхования и развитие системы добровольного медицинского страхования, в том числе:
· осуществление перехода на одноканальную модель финансирования медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования, включая законодательное закрепление доходных источников и расходных обязательств;
· введение страховых взносов на обязательное медицинское страхование по единому тарифу для всех работодателей и индивидуальных предпринимателей;
· введение предельного размера годового заработка, на который начисляются страховые взносы;
· установление единых требований к определению размера взносов
субъектов РФ на обязательное медицинское страхование неработающего населения;
· создание эффективной системы выравнивания финансового обеспечения территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи на основе минимального подушевого норматива территориальной программы государственных гарантий;
· повышение ответственности страховых медицинских организаций при введении одноканальной модели финансирования организаций системы здравоохранения, участвующих в обязательном медицинском страховании;
· поэтапный переход к эффективным способам оплаты медицинской помощи на основе обоснованных тарифов в зависимости от качества ее оказания и объемов; медицинский страхование местный налог
· создание системы управления качеством медицинской помощи;
· формирование конкурентной модели обязательного медицинского страхования с созданием условий для выбора застрахованным страховщика и медицинской организации;
· обеспечение населения доступной информацией о деятельности страховщиков и медицинских организаций;
· создание условий для участия медицинских организаций различных организационно-правовых форм в обязательном медицинском страховании.
Все задачи законодатели реализовали в федеральном законе от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».
Вопросы финансового обеспечения обязательного медицинского страхования урегулированы главой 5 указанного закона:
· установлен порядок формирования средств ОМС;
· определен период, порядок и сроки уплаты страховых взносов;
· установлен размер страхового взноса неработающего населения;
· установлена ответственность за нарушения в сфере их уплаты;
· определен порядок расчета тарифов на оплату медицинской помощи по ОМС.
Изменилась структура управления системой ОМС - страховщиком в рамках реализации базовой программы ОМС признается Федеральный фонд ОМС, с 2012 года ему перечисляются все страховые медицинские взносы. Это некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией для реализации государственной политики в сфере ОМС (ст. 12 Закона № 326-ФЗ). Средства ОМС формируются за счет:
· доходов от уплаты страховых взносов на ОМС;
· недоимок по взносам, налоговым платежам;
· начисленных пеней и штрафов;
· средств федерального бюджета, передаваемых в бюджет ФФОМС в случаях, установленных федеральными законами, в части компенсации выпадающих доходов в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на ОМС; средств бюджетов субъектов РФ, передаваемых в бюджеты ТФОМС в соответствии с федеральным и региональным законодательством;
1 2