Содержание и принципы внутрифирменного планирования
Понятие планирование деятельности фирмы имеет два смысла. Первый - общеэкономический, с точки зрения общей теории фирмы, ее природы. Второй - конкретно-управленческий - планирование менеджмента, умение предвидеть будущее предприятия и использовать это предвидение. Обе стороны планирования тесно связаны между собой. Возможность планирования как конкретного вида деятельности вытекает из природы фирмы, напрямую определяется общими условиями хозяйствования.
Общеэкономическое понимание планирования.
Планирование как антипод механизма цен. С общеэкономической точки зрения планирование - это механизм, который заменяет цены и рынок. В рамках рыночной системы главным координатором действий ее участников являются цены, они определяют выгодные для продавцов и покупателей объемы и способы производства и потребления товаров. Фирма, как участник рыночной системы, вынуждена подчиняться ценовому механизму, закону спроса и предложения, поскольку не имеет возможности отменить их действие. Однако во внутренней среде каждой хозяйственной единицы механизм цен вытеснен сознательными действиями предпринимателей и менеджеров. Предприниматель определяет основные направления внутрифирменной деятельности. Следовательно, внутренняя природа фирмы основывается на системе плановых решений, а участники внутрифирменной деятельности теряют свободу действий, характерную для самостоятельных субъектов рынка, они оказываются под контролем управляющих предприятием. Планирование, как система волевых, сознательно принимаемых решений, вытесняет рынок во внутренней деятельности фирмы по следующим причинам:
. Ограниченные размеры фирмы позволяют контролировать происходящие внутри её действия и, таким образом, сводить к минимуму неопределенность рыночной среды и ее негативные последствия.
. Применяя планирование, фирма устраняет издержки присущие купли-продаже, если бы все действия внутри фирмы совершались на ее основе. Ведь всякой торговой сделке (трансакции) сопутствуют так называемые трансакционные издержки: затраты на поиски покупателя/продавца, проведение переговоров о предмете сделки, оплата услуг консультантов и т.п. Осуществляя административную функцию, связанную с волевым руководством и принятием решений, предприниматель занимается планированием в более узком смысле, как разновидностью управленческой деятельности.
Управленческое понимание планирования.
Планирование - это предвидение. Планирование является естественной частью менеджмента. Его можно определить, как умение предвидеть цели организации, результаты ее деятельности и ресурсы, необходимые для достижения определенных целей. Планирование помогает ответить на следующие важные вопросы.
. Где организация находится в настоящее время (экономическая позиция предприятия), каковы итоги и условия ее деятельности?
. Как, при помощи каких ресурсов могут быть достигнуты цели организации?
Планирование - первый и наиболее значимый этап процесса менеджмента. На основе системы планов, созданных фирмой, в дальнейшем осуществляются организация запланированных работ, мотивация задействованного персонала, контроль результатов и оценка плановых показателей, один из "отцов" современного менеджмента А. Фай Оль отмечал: "Управлять - это предвидеть, а предвидеть - это уже почти действовать". Планирование - это не просто умение предусмотреть все необходимые действия, это также способность предвидеть любые неожиданности, которые могут возникнуть со временем, и уметь с ними справляться. Фирма не может устранить риск, в своей деятельности, но способна управлять им при помощи эффективного предвидения.