Понятие малого предпринимательства и критерии отнесения предприятий к малому бизнесу
Рассмотрим преимущества малых предприятий. Главным преимуществом малых предприятий в условиях современного рынка является намного более гибкая, чем у крупных предприятий, реакция на быстро меняющийся спрос: умение “уловить” возникающую потребность и отреагировать немедленной мобилизацией своих ресурсов и возможностей. Эта маневренность вытекает из описанных выше особенностей малых предприятий: оно не связано обширной производственной программой, разработанной на перспективу; не обременено многочисленным персоналом, требующим сложных навыков управления; не отягощено финансовыми обязательствами перед акционерами, ожидающими дивидендов от вложенного капитала; ему проще перестроить свою рыночную стратегию, как только найдена новая “ниша”, и манипулировать ценами на свою продукцию; перед ним вряд ли встанет проблема организованного противодействия наемных работников, отстаивающих с помощью профсоюза свои рабочие места или уровень заработной платы.
Кроме того, малое производство, как правило, более экономично, у него короче сроки капитального строительства, для их создания нужен относительно меньший стартовый капитал. Оборачиваемость средств у них в два-два с половиной раза выше, что обеспечивает достаточно высокую норму прибыли. Эти предприятия обычно лучше используют свой капитал, оборудование и производственные площади, не держат крупных запасов. Они успешнее экономят на административно-управленческих расходах благодаря простоте и гибкости процедуры управления [17].
Преимущества маневренности и экономичности становятся особенно важными, когда предприятие достигает высокого уровня специализации. Наиболее жизнеспособные малые предприятия, как правило, узко специализированы и именно в таком качестве полноправно участвуют в производственном процессе как его неотъемлемый компонент, в существовании которого насущно заинтересован крупный бизнес.
Все перечисленные свойства малого бизнеса оказались столь широко востребованными потому, что внешними факторами, изменившими в лучшую сторону рыночный статус малых предприятий, послужили компьютерная революция 70-х годов, мировой энергетический кризис и вызванный ими переход производственных систем ведущих промышленных стран на новую технологическую базу.
С появлением качественно новой техники, основанной на широком применении микросхем, стало возможным за счет резкого ускорения переналадки оборудования перейти к выпуску продукции небольшими сериями, непрерывно обновляя ее номенклатуру. Используя лизинг, малые специализированные предприятия быстро обзавелись современным оборудованием. На основе субконтрактов многие из них получили доступ к технической документации, рабочим чертежам, производственным ресурсам крупных предприятий. Будучи заинтересованными в “привязке” зарекомендовавших себя субпоставщиков, крупные предприятия конструируют и проектируют для них новые изделия, помогают улучшать технологию производства, совершенствовать методы контроля за качеством продукции и т.п.
Многосторонняя кооперация небольших и совсем мелких специализированных предприятий, имеющих самое разное происхождение и различный хозяйственно-правовой статус, стала доминирующей тенденцией современного производства. Она приобретает все более широкий масштаб и разнообразные формы - субподряда в промышленности, франчайзинга в торговле и услугах, развития отдельных видов обслуживания (деловые и профессиональные услуги, автосервис, предприятия быстрого питания и т.д.), совместного выхода на внешние рынки, венчурного бизнеса и т.п.
Благодаря возможностям кооперации малый бизнес пользуется рыночными преимуществами на основе детального знания своей клиентуры, близости к дифференцированным рынкам. Это характерно, прежде всего, для предприятий, обслуживающих те сегменты рынка, которые из-за своей малой емкости не слишком интересуют крупный бизнес. К ним относится большая часть производства потребительских товаров, в том числе новейших. Номенклатура продукции здесь отличается нестабильностью, технология производства еще не отработана, что создает для малых предприятий многочисленные рыночные “ниши”.
Малый бизнес чутко реагирует на растущую зависимость потребительского спроса от колебаний моды, успевая удовлетворять все новые, нередко индивидуальные запросы покупателей (работа на заказ). Во многом его развитие предопределено глубокими изменениями, происходящими в современной культурной среде. Если несколько десятилетий назад залогом успешного сбыта товара было его соответствие рыночным стандартам, то теперь - новизна, оригинальность внешнего облика. Аналогичные тенденции присущи сфере услуг, в которой спрос все более определяется качеством и разнообразием сервиса.