Правовое регулирование финансового рынка
Финансовый рынок - это рынок денег, предоставляемых в пользование в различных формах. Финансовый рынок может быть определен как механизм соотнесения спроса и предложения на денежные ресурсы, а его функционирование непосредственно связано с распределением этих ресурсов в экономике. Специфическим товаром на финансовом рынке выступают деньги. В качестве товара деньги обращаются в таких секторах финансового рынка, как кредитный, рынок ценных бумаг, валютный, страховой и т.д. Сборы на рабочие тетради.
Правовое регулирование финансового рынка РФ состоит в упорядочении взаимодействия и защите интересов его участников путем установления определенных правил, критериев и стандартов относительно отношений по поводу финансовых ресурсов. Государственно-правовое регулирование финансового рынка в РФ осуществляется совокупностью государственных органов, которые составляют систему государственных органов регулирования в этой сфере.
Наибольшее значение для регулирования финансового рынка имеет такая экономическая основа (принцип) конституционного строя, как свободное перемещение финансовых средств, гарантированное ст. 8 Конституции РФ. Перемещение финансовых средств, свобода которого гарантируется ст.ст. 8 (часть 1) и 74 Конституции РФ, происходит в рамках денежного оборота. Именно в Конституции РФ, а также в конституциях и уставах субъектов Федерации закрепляются основы правовой организации финансового рынка в целом и по отдельным его сегментам.
Какого-либо единого нормативного акта, регулирующего финансовый рынок в целом, типа кодекса, не имеется. Однако приняты кодифицированные источники по налоговому и бюджетному праву. Кроме того, в нормативных актах других отраслей права - конституционного, административного, гражданского и др. - имеется немало таких, которые содержат нормы, регулирующие финансовый рынок. К ним относятся законы о местном самоуправлении, о банках, об организации страхования и др.
Имеются и международные акты.
Акты правового регулирования финансового рынка РФ неодинаковы по своим правовым свойствам. Среди них имеются законы и акты органов исполнительной власти разных уровней. В настоящее время расширяется сфера регулирования финансовых отношений законодательными актами, что важно для повышения авторитетности финансово-правовых норм. Появилось большое число законов РФ, относящихся к разным сферам финансового рынка, например, о налогах различных видов и т.д. Прежде эти сферы большей частью регулировались подзаконными актами, актами органов государственного управления.
Новое содержание федеративных отношений в России и развитие местного самоуправления вызвали активизацию нормотворческой деятельности субъектов РФ и органов местного самоуправления в сфере финансового рынка. Приняты законы субъектов РФ о бюджетном устройстве и бюджетном процессе, о налогах, положения о внебюджетных фондах, положения о местных налогах, утвержденные органами местного самоуправления, и др.
Нормы, регулирующие финансовый рынок, содержатся в указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, актах органов исполнительной власти субъектов Федерации, актах финансово-кредитных органов - Министерства финансов РФ, Центрального банка РФ. Некоторые нормативные акты издаются этими органами совместно с другими экономическими или иными службами в зависимости от содержания регулируемых отношений. Эти акты должны строго соответствовать законодательству.
Финансово-правовые нормы могут содержаться в актах органов государственного управления - министерств, ведомств и др., регулирующих вопросы финансов в пределах соответствующей отрасли или сферы управления, и, наконец, в локальных актах, принимаемых администрацией или иными органами предприятий, организаций, учреждений (например, положение о порядке распределения прибыли). Особо следует отметить, что в финансово-правовом регулировании могут действовать и нормативные акты СССР и РСФСР в области отношений, еще не урегулированных законодательством РФ, и не противоречащие ему.
Большое значение для правового регулирования финансового рынка имеет деятельность Федеральной службы по финансовым рынкам. Именно она осуществляет функции по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере финансового рынка РФ (за исключением банковской и аудиторской деятельности). В целом функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере финансовых рынков осуществляет Министерство финансов РФ. Так, Министерство финансов РФ (Минфин России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, кредитной кооперации, микрофинансовой деятельности, финансовых рынков, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров, инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, организации и проведения лотерей, азартных игр, производства и оборота защищенной полиграфической продукции, финансового обеспечения государственной службы, инвестирования накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих - участников накопительно-ипотечной системы, государственного регулирования деятельности негосударственных пенсионных фондов, управляющих компаний, специализированных депозитариев и актуариев по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию (за исключением государственного регулирования правоотношений между негосударственным пенсионным фондом и участниками негосударственного пенсионного фонда, застрахованными лицами и их правопреемниками, а также в части правоотношений, субъектом которых является Пенсионный фонд РФ), государственного регулирования в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, бюро кредитных историй. Министерство финансов РФ осуществляет разработку основных направлений развития рынка ценных бумаг и координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам регулирования рынка ценных бумаг.
1 2