Понятие и виды предпринимательских рисков в процессе развития рыночных отношений в России
Внутренние факторы можно разделить на объективные и субъективные. К объективным факторам относятся изменения в процессе производства; недостатки в организации маркетинговой службы; нехватка бизнес-информации, товарно-материальных ценностей, рабочей силы, особенно квалифицированной; разработка и внедрение новых технологий; финансовые проблемы внутри фирмы и другие.
К субъективным факторам можно отнести такие как некомпетентность ответственных лиц, ошибки менеджеров, недостаточная квалификация персонала, невозможность выполнения обязательств перед заказчиками и партнерами.
Учесть абсолютно все факторы риска очень сложно и порой просто невозможно, но вполне реально выделить главные из них по результатам воздействия на тот или иной вид предпринимательской деятельности. Но нельзя связывать риск только с опасностью потерь. Еще Адам Смит в своих "Исследованиях о природе и причинах богатства народов" отмечал, что достижение даже обычной нормы прибыли всегда связано с большим или меньшим риском. Предприниматель идет на риск в расчете на прибыль, а не на убытки, то есть известная доля риска является необходимым условием получения дохода. В процессе исследования природы риска необходимо учитывать обе его стороны - негативную и позитивную, как опасность неудачи, так и возможность прибыли; более того, обычно, чем выше риск, тем возможна более высокая прибыль. То есть важнейшей стороной риска является ожидание успеха.
В этом ракурсе современная теория и практика управления рисками относятся к риску не только как к нежелательному свойству неопределенности будущих событий, но, прежде всего, как к источнику новых положительных, прибыльных, желаемых возможностей.
Таким образом, понимание риска как экономической категории рассматривает риск:
во-первых, как опасность;
во-вторых, как неопределенность будущего;
в-третьих, как новую возможность.