Проблемы и перспективы совершенствования акцизного налогообложения
ü внести изменения в действующий порядок исчисления и уплаты акциза, предусмотрев авансовую уплату акциза по подакцизным товарам при приобретении спирта;
ü дифференцировать размеры ставок акциза на этиловый спирт и предоставить возможность освобождения от авансовой уплаты акциза по приобретаемому спирту в случае представления производителями алкогольной и спиртосодержащей продукции банковской гарантии.
Этот законопроект в ближайшее время будет внесен Правительством РФ на рассмотрение в Госдуму РФ.
В ходе расширенного выездного заседания Комитета Совета Федерации по бюджету в Краснодарском крае на тему: «Проблемы акцизного налогообложения алкогольной продукции», состоявшегося в апреле 2010 года, были высказаны многочисленные предложения по реформированию законодательного регулирования налогообложения алкогольной продукции в России. В частности, была подчеркнута необходимость долгосрочной государственной программы по возрождению виноградарства и виноделия в России. Основная цель программы - это достижение максимальных объемов выработки собственной продукции, обеспечивающей минимизацию зависимости от импорта. Это позволит создать дополнительные рабочие места в зонах традиционного виноградарства и виноделия и решать социальные вопросы.
Среди проблем, связанных с взиманием акциза при импорте алкогольной продукции, наиболее актуальной является проблема идентификации вин. В связи с отсутствием в Налоговом кодексе РФ разъяснений для целей налогообложения того, какая алкогольная продукция является натуральной, существуют определенные трудности при осуществлении таможенного контроля достоверности заявляемых при таможенном оформлении сведений, в том числе правильности уплаты акциза. В настоящее время отсутствуют единые критерии отнесения вин к категории натуральных, что приводит к возможности недобросовестных участников внешнеэкономической деятельности заявлять недостоверные сведения о товаре с целью занижения таможенных платежей. В результате подавляющее большинство виноградных вин, ввозимых в Российскую Федерацию, декларируются как натуральные и облагаются акцизом по минимальной ставке.
Также в связи с зависимостью винодельческой отрасли на 70-75 % от импорта виноматериалов остро стоит вопрос их таможенного декларирования и классификации. Поэтому важное значение имеет разработка Технического регламента на винодельческую продукцию и Международного соглашения - технического регламента о требованиях к спирту, спиртосодержащей и алкогольной продукции. Проект такого соглашения, которое должно обеспечить формирование единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, в настоящее время согласовывается в федеральных органах исполнительной власти.
Существует проблема развития механизмов контроля производства и оборота алкогольной продукции в целях борьбы с нелегальной продукцией. В качестве основных направлений реформирования можно назвать следующие:
ü совершенствование существующей Единой государственной автоматизированной информационной системы, предназначенной для автоматизации государственного контроля за объемом производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;