Сущность и роль акцизов в налоговой системе страны
Как и большинство налогов, акцизы обладают 2-мя основными функциями: фискальной и регулирующей. В большинстве развитых стран регулирующая функция акцизов является главенствующей, так основной упор при налогообложении делается на налоги с дохода, что объясняется их большей социальной справедливостью. Косвенные налоги, к которым относятся акцизы имеют регрессивный характер и поэтому их широкое применение считается нецелесообразным.
Наиболее спорным вопросом при введении акцизов является конкретная ставка того или иного акциза. Большинство методик определения таких ставок основываются на эластичности спроса и предложения. Изначальным моментом при их применении является прояснение вопроса о том, какую в данном случае фискальную или регулирующую функцию должен выполнять тот или иной акциз и в зависимости от этого достаточно просто рассчитывается ставка.
Оптимальной ставкой налогообложения по таким акцизам считается ставка, при которой государство получает необходимые ему доходы для покрытия расходов связанных с потреблением того или иного продукта или услуги. Кроме того, должны быть покрыты издержки по изъятию акциза и в некоторых случаях ставка повышается еще на несколько пунктов для снижения потребления социально вредных товаров.
Очевидно, что экономическая сущность каждого конкретного акциза зависит от объекта обложения. Уникальным объектом исследования в этом плане выступает алкоголь.
Алкоголь - необычный товар. Он играет различные роли в социальных и культурных устоях общества. Неумеренная политика государства в направлении уменьшения производства и потребления алкоголя может привести к неоднозначным последствиям. В то же время акцизное налогообложение алкоголя считается единственным действенным методом снижения его производства.
Государственный бюджет - это роспись (смета, баланс) денежных доходов и расходов государства.
Акцизы - существенный источник доходов федерального бюджета и территориальных бюджетов субъектов Российской Федерации.
Однако, ежегодно фискальная значимость акцизов в доходах бюджетов подвергается существенным колебаниям. Так, например, в доходах федерального бюджета за период с 2000 по 2004 г. диапазон колебаний удельного веса акцизов составлял от 15,0 до 3,6%. Важным показателем фискальной значимости акцизов является их доля в общей сумме налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ, на которую влияют изменения, вносимые в состав подакцизных товаров, объект налогообложения, размеры налоговых ставок, объем льгот, инфляционные процессы.
Структура доходов консолидированного бюджета Российской Федерации характеризуется высокой долей косвенных налогов - за последние семь лет она не опускалась ниже 34 %, а доля акцизов в общей сумме налоговых доходов была выше 11 % .
Стабильность доходов обуславливается высокой собираемостью акцизов, а также введением их на товары, широко используемые либо во внешнеторговом, либо в потребительском обороте внутри страны. Собираемость - как отношение суммы фактически поступивших в консолидированный бюджет акцизов к сумме начисленных - за последние семь лет не опускается ниже 74 %.
Около четверти всех поступлений акцизов в консолидированный бюджет РФ составляют акцизы на алкогольную продукцию (табл.1). Основная их часть приходится на группу «спирт питьевой, водка и ликероводочные изделия», доля которых вместе со спиртом этиловым из пищевого сырья в общих налоговых поступлениях в консолидированный бюджет за последние 7 лет составляла не менее 1,8 %.
Таблица 1- Поступления акцизов в федеральный бюджет, млн.руб.
Наименование налогов и платежей |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
% к общему объему бюджета |
1,80% |
1,86% |
1,98% |
Акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации в том числе: |
119 538,9 |
137 977,4 |
159 283,0 |
Акцизы на спирт этиловый из всех видов сырья (в том числе этиловый спирт-сырец из всех видов сырья), производимый на территории Российской Федерации |
6 850,4 |
7 726,2 |
8 781,8 |
Акцизы на спирт этил. (в том числе этиловый спирт-сырец) из пищевого сырья, произв. на территории Российской Федерации |
6 216,6 |
6 841,8 |
7 589,0 |
Акцизы на спирт этиловый (в том числе этиловый спирт-сырец) из всех видов сырья, за исключением пищевого, производимый на территории Российской Федерации |
633,8 |
884,4 |
1 192,8 |
Акцизы на спиртосодержащую продукцию, производимую на территории Российской Федерации |
1 161,4 |
1 184,2 |
1 206,0 |
Акцизы на табачную продукцию, производимую на территории Российской Федерации |
58 709,1 |
70 275,0 |
84 032,4 |
Акцизы на бензин, производимый на территории Российской Федерации |
38 380,9 |
42 733,9 |
47 518,8 |
Акцизы на автомобильный бензин, производимый на территории Российской Федерации |
38 380,9 |
42 464,4 |
46 674,6 |
Акцизы на прямогонный бензин, производимый на территории Российской Федерации |
0,0 |
269,5 |
844,2 |
Акцизы на автомобили легковые и мотоциклы, |
1 319,0 |
1 617,8 |
1 931,2 |
производимые на территории Российской Федерации | |||
Акцизы на дизельное топливо, производимое на территории Российской Федерации |
12 234,2 |
13 480,5 |
14 781,3 |
Акцизы на мот. масла для диз. и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производ. на террит. Российской Федерации |
883,9 |
959,8 |
1 031,5 |
Акцизы по подакцизным товарам (продукции), ввозимым на территорию Российской Федерации |
28 564,9 |
32 789,3 |
37 530,5 |