История становления и развития акцизного обложения в России
Акциз с зажигательных спичек первоначально был введен в 1849г. в размере 1 руб. с 1000 штук в городской доход (производство спичек допускалось только в столицах). Производство спичек было разрешено повсеместно в 1859г., а в 1860г. акциз был отменен.
Акциз вновь вводится в 1888г. Доход казны состоял из патентного сбора со спичечных фабрик и акциза, взимаемого посредством бандероли в следующих размерах: с упаковки, содержащей не более 75 спичек российского производства, - 0,25 коп., с импортируемых - 0,5 коп.; а с упаковки, содержащей до 300 спичек российского производства, - 1 коп., с импортируемых - 2 коп. Экспортируемые спички перевозились без обложения, по должны были снабжаться печатью акцизного надзора и удостоверениями его о количестве вывозимого товара.
В 1992 году (Законом „Об акцизах» от 06.12.1991 г. №1993-1) с началом новой налоговой реформы вновь вводится акцизное налогообложение. В 1992 г. доля всех акцизов в доходах федерального бюджета составляла около 3%.
Вместе с налогом на добавленную стоимость (НДС) они заменили налог с оборота на отдельные виды товаров. При этом российские акцизы ориентировались не столько на международную практику и опыт акцизного налогообложения, сколько на предыдущую практику налога с оборота.
К числу подакцизных, помимо традиционных товаров, были отнесены: ковры и хрусталь, икра и рыбные деликатесы, шоколад и автомобильные шины, меховые изделия, одежда из натуральной кожи (ст.1 указанного Закона). Достаточно быстро такой подход показал свою нецелесообразность и в последующие годы список подакцизных товаров менялся только в сторону сокращения. С 1993 г. из перечня подакцизных товаров исключены икра, шоколад, изделия из фарфора, но введены акцизы на импортные товары. В 1994 г. введены акцизы на бензин, спирт этиловый, покрышки и камеры для шин к легковым автомобилям, ружья охотничьи, яхты и катера (кроме специального назначения).
В первые годы после введения акцизов ввиду высокого темпа роста цен было признано целесообразным применять исключительно адвалорные ставки. Поскольку налоговая составляющая в цене алкогольной продукции была и остается очень высокой, эти ставки должны были применяться к отпускной цене подакцизной продукции, включающей в себя акцизы. Так, отпускная цена на подакцизный товар должна была рассчитываться по следующей формуле:
1. Оптовая цена, включающая издержки производства и прибыль, в рублях |
2. Ставка акциза в процентах к отпускной цене |
3. Отпускная цена в рублях (стр. 1 х 100) / (100 - стр. 2) |
4. Сумма акциза в рублях: (стр. 3 - стр.1) или (стр. 3 х стр. 2): 100% |
Несмотря на очевидное неудобство подобной методики расчета, она была выбрана из психологических соображений. При реализованном же подходе утвержденные ставки не превосходили 70 - 90% при тех же абсолютных значениях акцизов.
Однако такое решение породило другие проблемы:
Во-первых, возник очевидный дисбаланс в акцизном налогообложении отечественной подакцизной продукции и аналогичной продукции, ввозимой в Россию из-за рубежа, поскольку при тех же налоговых ставках в отношении импортируемых товаров налоговая база определялась как их таможенная стоимость, не включающая акцизов.