Приватизация, другие инструменты повышения функционирования государственной и муниципальной собственности
На исходе XX в., когда ускорился процесс глобализации мировой экономики, а научно-технический прогресс и нововведения превратились в важнейший фактор экономического роста, французское государство вынуждено было перестраивать свои отношения с частными предприятиями как главными субъектами этих двух процессов. К тому же кейнсианская стратегия, основанная на приоритете макроэкономической сферы, давала серьезные сбои и не раз заводила в тупик при решении многих проблем. Центральную роль в экономической политике начинает играть микроэкономическая сфера - сами предприятия. Государство оказалось перед необходимостью переоценить свою роль и определить новые рычаги взаимодействия с рыночной средой. Тем более, что предпринимательский мир все более настойчиво выдвигает подобные требования. По данным опроса, в июне 1997 г. из тысячи руководителей .крупнейших французских предприятий 92.3% высказались за продолжение приватизации.
Приватизация становится важнейшим элементом бюджетной и финансовой политики государства. В 1986-1996 гг. особую остроту приобрел рост дефицита государственного бюджета. По мнению ряда аналитиков, именно это стало основным стимулом приватизации.
С 1986 г. продажа государственных предприятий наряду с денежной эмиссией является одним из основных средств оздоровления государственных финансов. А с 1992 г., после резкого ухудшения состояния государственных финансов и значительного роста государственного долга, приватизацию начинают рассматривать как первоочередное средство увеличения бюджетных доходов. Отметим, что в 1986-1988 гг. из 71 млрд. фр. денежных поступлений от приватизации 46 млрд. было использовано на погашение государственного долга, а в 1993-1995 гг. из 108 млрд. фр. поступлений от приватизации 80 млрд. пошло на текущие расходы государства.
Государство решительно берет под свой прямой контроль ход приватизации, выбор процедур передачи активов предприятий государственного сектора, определение новой структуры капитала в приватизируемых компаниях (состава участников и их долей акций), активно участвует в назначении членов правления приватизируемых компаний. В 1986 г. был создан специальный орган административной власти - Комиссия по приватизации (в 1997 г. переименована в Комиссию участия и трансфертов). Ее главная задача - противодействовать разбазариванию национальной собственности и не допускать преобладания чисто политических соображений.
В ходе приватизации исполнительная власть неоднократно использовала не предусмотренные законодательством способы продажи государственного имущества, в частности залоговые аукционы. В результате такие действия привели к скрытой форме приватизации некоторых крупнейших предприятий на внеконкурсной основе по заниженным ценам.
До настоящего момента не создан эффективный механизм эффективного управления государственными пакетами акций, в частности, неудовлетворительно функционирует институт представителей интересов государства в органах управления акционерных обществ. В результате происходит ущемление интересов государства, в частности, уменьшение доли государства в результате размывания доли государственных акций. Несмотря на большую работу, проделанную депутатами Государственной Думы в области законодательного обеспечения процесса приватизации, в настоящее время нерешенным остается ряд проблем, требующих первоочередного урегулирования. В частности, многие законодательные акты не соответствуют сегодняшнему уровню социально-экономического развития России, неурегулированным остается большое количество положений, касающихся защиты государственных интересов и управления государственной собственностью, не охвачен целый ряд проблем, связанных с приватизацией части земель сельскохозяйственного назначения и жилищного фонда, с ипотечным кредитованием.
Решить указанные проблемы предполагается на третьем этапе процесса приватизации, который начнется с момента вступления в силу новой редакции Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» и Земельного кодекса.
ноября 2001г. Государственная Дума приняла Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества». В указанном Законе процесс приватизации делается более открытым, прозрачным и плановым, главным образом благодаря детально разработанному порядку формирования и утверждения прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на очередной финансовый год.
Он также исключает субъективный подход при выборе способов приватизации. Согласно Закону все имущество делится на две категории. Первую категорию составляют государственные унитарные предприятия и открытые акционерные общества, балансовая стоимость основных фондов которых на последнюю отчетную дату превышает 5 млн. минимальных размеров оплаты труда, а также объекты федерального имущества, отвечающие иным устанавливаемым Правительством Российской Федерации критериям. При этом продавать федеральное имущество первой категории можно строго ограниченными способами. Вторую категорию составляет все остальное имущество, которое может продаваться всеми предусмотренными законом способами.