Понятие и состав государственной и муниципальной собственности
Недвижимое имущество в зависимости от своей принадлежности делится на следующие виды:
) недвижимость в исключительной собственности Федерации, субъекта Федерации, муниципалитетов;
) объекты совместного ведения Федерации и субъектов Федерации, субъектов Федерации и муниципалитетов.
Рис. 1. Объекты недвижимости, относимые к государственной собственности
государственный собственность доход расход
Особое место занимает недвижимость, не принадлежащая государству и муниципалитетам, но приносящая доходы государственному и местным бюджетам или потребляющая их средства.
Право собственности и другие вещные права на недвижимость, возникновение, ограничение, переход и прекращение этих прав подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре.
В связи с разграничением федеральной, субфедеральной, муниципальной, частной (корпоративной и личной) собственности, появлением значительного количества объектов общей, совместной собственности, повышением значимости ценных бумаг как объекта собственности многократно возрастает сложность учета объектов собственности. Приходится вести учет в рамках каждой из определяющих форм собственности.
Конституция РФ определяет экономические условия местного самоуправления. Это находит свое выражение прежде всего: в признании и равной правовой защите наряду с другими формами собственности муниципальной собственности (ст. 8); в праве органов местного самоуправления самостоятельно управлять муниципальной собственностью (ст. 132).
Муниципальная собственность, порядок ее образования, владения, пользования и распоряжения закрепляются также ГК РФ, Законом «Об общих принципах организации местного самоуправления», другими законами и нормативными правовыми актами.
Понятие «муниципальная собственность» было введено в Российской Федерации Законом РСФСР от 24 декабря 1990 г. «О собственности в РСФСР», утратившим силу после введения в действие части первой ГК РФ с 1 января 1995 г.
Вообще, процесс формирования муниципальной собственности начался после принятия Закона РСФСР о местном самоуправлении. Порядок ее формирования был установлен постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность».
Согласно Приложению 3 к этому постановлению в муниципальную собственность передавались объекты государственной собственности, расположенные на территории городских и районных Советов. К ним относились: жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении местной администрации, а также жилищно-эксплуатационные и ремонтно-строительные предприятия, обслуживающие вышеназванные объекты; объекты инженерной инфраструктуры и другие объекты, находящиеся в оперативном управлении местной администрации.