Пути развития финансовой поддержки финансово-промышленных групп
Заключение
Значение финансово-промышленных групп для социально-экономического развития России многогранно.
Формирование ФПГ - такое направление институциональных преобразований в российской экономике, которое во многом определяет ее выбор модели рыночного хозяйства. Тесные связи между банками и промышленными компаниями ограничивают роль фондового рынка в концентрации капитала и перераспределении его между отраслями экономики. Вопрос об оправданном сужении этой роли в российских условиях до сих пор остается открытым. Тяжелые для российских банков последствия августа 1998 г. побуждают к ревизии рациональной тесноты акционерных связей между банками и промышленными компаниями. Важно избежать здесь опрометчивых решений.
Укрепление в рамках ФПГ отношений между сырьевой и обрабатывающей промышленностью - один из важнейших резервов для модернизации последней. Такого рода интеграция - альтернатива превращению экспортных производств в своего рода анклав в российской экономике. С этой точки зрения, ФПГ - средство решения структурных задач, практически не востребованное до сих пор в государственной экономической политике.
Развитие акционерных связей между партнерами по ФПГ - принципиальное направление реформирования системы прав собственности в корпорациях, повышения влияния на корпоративное поведение стратегических собственников, усиления долгосрочных мотиваций в корпоративных действиях. Состояние прав собственности - «болевая точка» российской экономики.
Объединение в ФПГ оказывает существенное воздействие на соотношение позиций управляющих и собственников в рамках отношений «принципал- агент» (“principal-agent”). Разлаженность этих отношений в отечественной промышленности не без оснований рассматривается как один из ключевых угнетающих инвестиции факторов.
Интеграция в ФПГ меняет сферу рыночного саморегулирования корпоративной деятельности, условия антимонопольного контроля за нею. Опасения относительно монопольных злоупотреблений таких групп формируют настороженное к ним отношение. В российских условиях эти опасения имеют глубокие исторические корни. Вместе с тем, именно возможности ФПГ по созданию конкурирующих производств - основа экономического, а не только административного противодействия монополизму.
В ходе развития ФПГ испытываются разные типы экономической интеграции: от объединения в мультидивизиональные компании до «мягких» вариантов интеграции типа стратегических альянсов. Некоторые российские группы претендуют на то, чтобы возглавить структурную перестройку предприятий.
Выработка ориентиров как для самих ФПГ, так и для регулирующих их государственных инстанций должна опираться на анализ реальных процессов экономической интеграции и их результатов. Необходимо выявление факторов, определяющих как позитивные, так и негативные тенденции.
Государство путем использования финансово-кредитных рычагов способно оказать существенное влияние на темпы и направления хозяйствования. Государственные финансы, наряду с корпоративными ресурсами, имеют большое значение в регулировании экономики, стимулировании экономического роста и реализации социальных программ.