Анализ рынка и конкурентов
год охарактеризован как год с самыми низкими рубежами реализации теплоизоляционных продуктов. Рынок в посткризисный период был достаточно унылым для производителей и дилеров. Слово «кризис» оттолкнуло от задумок строительства много «частных лиц», которые являются неотъемлемой частью строительства ежегодно. В 2010 году зафиксирован самый мощный бум строительства частного домостроения за последние годы, разморожены крупные и мелкие строительные объекты, а следовательно и рынок теплоизоляционных материалом снова «вздохнул».
Теплоизоляционные материалы сегодня - это один из самых востребованных строительных продуктов, который в прогнозной динамике должен побить все рекорды за последние годы по сбыту на отечественном рынке. Не сложно предположить, что развивающийся рынок характеризуется агрессивной и быстрорастущей конкуренцией.
На российском рынке теплоизоляционных материалов (ТИМ) представлен широкий спектр ТИМ, отличающихся видом исходного сырья, структурой, формой и техническими характеристиками. По оценкам специалистов преобладающими в структуре потребления являются волокнистые материалы, их доля в общем объеме материалов составляет 73%, в том числе 41% теплоизоляционных изделий из стеклянного штапельного волокна (GW) и 32% теплоизоляционных изделий из минеральной ваты (SW). Более 20% рынка приходится на теплоизоляционные пенопласты, преимущественно - пенополистирол (беспрессовый - ПСБ-С (EPS) - 17% и экструзионный - ЭППС (XPS) - 4%) и пенополиуретан - ППУ - 1%. На долю других материалов приходится не более 5%. Сюда входят изделия из природного сырья, вспененного каучука, вспученного перлитового и вермикулитового песка, изделия из синтетических волокон - эковата и другие.
На представленной диаграмме отчетливо видно, что основным игроками рынка являются теплоизоляционные изделия из минеральной ваты и стекловолокна. При этом важно учесть динамику изменения доли рынка, занимаемого каждым из них. За последний год доля изделий из каменной ваты снизилась с 39% до 32%, в то время как изделия из стекловолокна увеличили свой диапазон с 36% до 41%.
Рис. 5. Основные игроки рынка теплоизоляционных материалов (ТИМ)
Также в России активно развиваются иностранные компании, на долю которых уже приходится значительная часть продаж на рынке ТИМ. Как правило, крупные западные производители открывают заводы на территории другой страны в случае активно развивающегося рынка с целью снижения транспортных издержек.
Активно развивается производство материалов на заводах в Москве, Иркутске, Череповце, Туле, Чебоксарах, Омске, Екатеринбурге, Воронеже, Казани, Уфе, Новосибирске, Белгороде и Санкт-Петербурге.
Рис. 6. Позиции крупнейших производителей на Российском рынке ТИМ
Рис. 7. Динамика долей основных участников рынка ТИМ
Таким образом, можно осветить два основных фактора, объясняющих необходимость постепенного перехода с выпуска минераловатных изделий, на выпуск стекловолокнистых, а именно термозвукоизола.
. Существующая динамика, которая объясняется в первую очередь основными преимуществами изделий из стекловолокна:
ü Стекловолокнистые изделия изготавливаются из силикатного расплава с высоким содержанием кремнезема. Основные компоненты шихты "кварцевый песок, доломит и глинозем" являются экологически чистыми по всем параметрам, включая радиоактивность.
ü Стеклянная вата содержит очень мало не волокнистых включений и обладает высокой вибростойкостью, к тому же волокна стеклянной ваты обладают повышенной упругостью.
ü С использованием стеклянной ваты изготавливают такие теплоизоляционные изделия как: маты (мягкие плиты), прошивные маты и полужесткие плиты на синтетической связке, а также жгуты (шнуры). Стекловатные жгуты (шнуры) представляют собой гибкие теплоизоляционные материалы, состоящие из стекловатного сердечника, оплетенного штапельным стекловолокном.
2. Важно подчеркнуть особенности термозвукоизола:
ü Закрепленный на оболочке средний слой (полотно-наполнитель) равномерно держится на вертикальных поверхностях, не скатываясь вниз и не требуя при своем монтаже обязательного дополнительного крепления по всей поверхности материала, что выгодно отличает его от других утеплителей.
1 2