Этапы разработки бюджета
Процесс формирования бюджета предприятия происходит, как правило, следующим образом.
Прежде всего, на основе данных финансово- экономической стратегии предприятия формируются целевые установки на заданный период планирования. Эти установки могут доводиться до отдела маркетинга, производственных подразделений, планово- экономической службы и т.д. Руководители служб должны обеспечивать выполнение целевых установок.
На следующем этапе разрабатывается бюджет продаж. Если такой бюджет не сформирован, то финансовое планирование теряет смысл. Детальный бюджет продаж формируется в коммерческой службе предприятия, затем подготавливается укрупнённый бюджет продаж и передаётся в планово- экономический отдел. Кроме того, коммерческая служба формирует бюджет коммерческих расходов- реклама, продвижение товара, зарплата торговых агентов и т.д.
На основе плана продаж формируется план производства в натуральных показателях, а также бюджеты производственных запасов и прямых затрат на материалы, бюджет прямых затрат на оплату сырья. Если добавить к этим бюджетам бюджет общепроизводственных расходов, то полученной информации будет достаточно для формирования производственной себестоимости продукции. Таким образом уже можно частично сформировать бюджет по прибылям и убыткам.
Здесь же рассчитывается бюджет управленческих расходов- амортизация, зарплата управленческого персонала, проценты по кредиту, налоги и т.д.
На следующем этапе проводят окончательное формирование бюджета по прибылям и убыткам, бюджет движения денежных средств и планового агрегированного баланса.
При формировании бюджета предприятия могут возникнуть следующие основные проблемы.
Нечеткие цели и отсутствие технологии планирования приводят к тому, что сотрудники планово- экономических и финансовых служб подготавливают документы, по которым затруднительно принимать оперативные решения по управлению финансами и экономикой предприятия.
Подготовленная в плановом отделе информация часто не может быть оперативно сопоставлена с фактическими данными, а когда такая возможность появится, проведение анализа уже становится не актуальным.
Кроме указанных, существует много других проблем на пути построения бюджета предприятия.